Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

Международная выставка в Лейпциге. Каталог Русского отдела (1914 год)

Международная выставка в Лейпциге. Каталог Русского отдела (1914 год)

Лейпциг издавна считался одним из крупней­ших культурных центров Германии. В 1409 году в городе появился собственный университет, а с XVI века там стали проводить книжные ярмарки. За несколько столетий местечко, рас­положенное на границе Саксонии и Пруссии, превратилось в крупнейшее средоточие книж­ной, музыкальной и художественной торговли: если в 1716 году в нём имелось 17 книжных магазинов, то в 1855 - уже 530, а к исходу пер­вого десятилетия ХХ века их число вплотную приблизилось к 1000. Расположенные в самом городе и его окрестностях издательства, типо­графии, словолитни, переплётные мастерские, фабрики по изготовлению бумаги славились во всём мире. Показать свой товар в Лейпциге почитали за честь издатели как Старого, так и Нового Света.

Вот почему зимой 1914 года, несмотря на уси­ливавшиеся политические противоречия между Санкт-Петербургом и Берлином, Россия всё же решила принять предложение Организацион­ного комитета Лейпцигской книжной выставки печатного дела и торговли и разместить там свою экспозицию. Инициатором российского участия в этом крупнейшем по тем временам празднике книги явилось Общество книгопро­давцев и издателей России. Члены Общества разработали примерную программу создания Русского отдела, после чего проект передали в Министерство промышленности и торговли, что послужило основанием для рассмотрения вопроса на правительственном уровне. 22 фев­раля последовало повеление Николая II, и с этого момента началась спешная - ведь до открытия выставки оставалось всего два месяца - работа по фор­мированию коллекции. Устро­ители поставили своей целью показать «полную картину как исторического развития, так и современного состояния книж­ного дела в России со входящими в её состав разнообразными национальностями, часто с совер­шенно различными культурами». Для решения этой задачи было решено исполь­зовать материалы из библиотек Московской синодальной типографии, Академии наук и Публичной, Румянцевского и Исторического музеев, а также ряда крупных частных собра­ний. В специальном павильоне, построенном по проекту и планам академика В. А. Покровского, разместились Исторический, Современный и Промышленный отделы. Открытие Русского павильона состоялось 14 (27) мая 1914 года.

Выставка производила грандиозное впечат­ление. Известный русский историк, один из крупнейших учёных русской эмиграции Сер­гей Германович Пушкарёв (1888-1984), в ту пору учившийся на историческом отделении фило­софского факультета Лейпцигского универси­тета, впоследствии вспоминал: «Лейпциг был не только крупным промышленным городом: это был общеевропейский центр книгоиздатель­ства и книжной торговли. Доказательством лейпцигского книголюбия слу­жила устроенная в первой поло­вине 1914 года в окрестностях Лейпцига грандиозная междуна­родная выставка книжного про­изводства и графического искус­ства. Каждая европейская страна (включая Россию и Сербию) имела там свой павильон. Это был интересный, внушитель­ный, прекрасный «город» обще­человеческой культуры, и я про­водил в нём долгие часы. В немецком павильоне интересно было видеть воочию прогресс печат­ного дела: от примитивного станка Иоганна Гутенберга до новейших электрических печат­ных машин. Одна лейпцигская газета выста­вила всю свою типографию, и зрители могли наблюдать, как огромный рулон бумаги превра­щается в готовые газетные листы».

По распоряжению генерального комиссара Русского отдела сенатора А. В. Бельгарда был издан прекрасно проаннотированный каталог российской книжной экспозиции. Книга печа­талась в одной из лучших типографий Санкт-Петербурга - «Сириусе». В предисловии устрои­тели сочли необходимым объяснить «сверхза­дачу» своего участия в выставке на территории недружественной державы: «Русское книгоиз­дательство и русская книжная торговля менее других могли рассчитывать на какие-либо реальные выгоды от участия в Лейпцигской выставке, а поэтому деятельность российских экспонентов объясняется, главным образом, идейною целью и желанием принять участие в общем торжестве культуры человеческого духа, соединяющем народы на почве их мирного раз­вития и взаимного уважения».

«Мирное развитие» народов оказалось недол­говечным. Ровно через месяц после открытия Русского павильона Лейпцигской выставки в Сараеве был убит наследник австрийского престола Франц-Фердинанд. 1 августа 1914 года Россия вступила в войну с Германией. Мечты об «общем торжестве культуры человеческого духа» в одночасье утратили актуальность...

Пройдут годы. Пережившая обе мировые войны Лейпцигская книжная выставка-ярмарка станет ежегодной. В настоящее время она регулярно собирает свыше 1000 издательств со всех конти­нентов. При этом Россия является одной из посто­янных и наиболее активных стран-участниц.

 


Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге. Каталог Русского отдела. [Санкт-Петербург: Типография «Сириус», 1914.] 269 c., иллюстрации. Фронтиспис - фотопортрет императора Николая II. Титул, заставки и концовки по рисункам Е. И. Нарбута. В издательской печатной обложке. 24х17 см. Тираж 3000 экземпляров.

Print
1829 Rate this article:
4.0
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top