Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

От Москвы до Нью-Йорка историю России узнают по редкой серии книг
Bibliophile

От Москвы до Нью-Йорка историю России узнают по редкой серии книг

Основатель «Библиохроники» Алексей Венгеров: «Буду делать проект до последнего дыхания»

Историю России за ее пределами многие познают через книги. В учебниках ряда стран — Толстой, Достоевский, Чехов... Но как передать обаяние русской литературы в эпоху Интернета? Московские собиратели Алексей и Сергей Венгеровы решили сделать это, издав на основе своей библиотеки серию томов (уже их выпущено 12) в жанре «Библиохроника». Выглядит это так: десятки сюжетов и зрелищных иллюстраций рассказывают историю нашей страны через опубликованные в ней книги. Расположены они в хронологическом порядке, по мере выхода в свет. «Библиохроника» выпускается с 2004 года и за это время оказалась востребованной в крупнейших библиотеках мира: от МГУ и РГБ до Стэнфорда и Оксфорда. О становлении и перспективах проекта мы говорим с его основателем Алексеем Венгеровым.


— Алексей Анатольевич, везде вы упоминаетесь как доктор технических наук. А «Библиохроника» — это литература и история.

— Больше 30 лет я посвятил работе в оборонке и защищал докторскую в Военно-воздушной академии им. Жуковского. Техническое образование дало тягу к систематизации. «Библиохроника» — попытка систематизации накопленного богатства для следующего поколения, финальная стадия нашего с сыном увлечения чтением и книгами. Ведь если собирательство превращается в самоцель, оно бесследно обрывается с уходом из жизни коллекционера.

— Приговор для многих библиофилов?

— Нет, констатация факта. Каждый собиратель может помочь следующему поколению зацепиться за накопленный опыт. Для этого надо материализовать знания, что мы и попытались сделать в «Библиохронике». Основная ее метода — расположение книг в хронологическом порядке, возможность посмотреть на них глазами наблюдателя и понять, какими событиями обрамлено появление того или иного сочинения, какова судьба автора, издателя, страны, наконец, в момент его выхода. Издание не назовешь научным, но и возразить трудно, потому что все тексты основываются только на опубликованных источниках. В результате получаются короткие концентрированные очерки с занимательным сюжетом и богатым иллюстративным сопровождением.

— То, что надо для молодого, с клиповым сознанием, поколения, которому подавай больше картинок и меньше текста.

— Современное человеческое сознание в значительной степени ориентировано на визуальный ряд. Иллюстрации и тексты в «Библиохронике», подобно кусочкам мозаики, собираются в общий рисунок и представляют историю страны за определенный период. Ключевое понятие, которое легло в основу проекта, — хронология. Она позволяет показать эволюцию предметов.

— Идея проекта понятна. А как он рождался на практике?

— Его решающим стимулом в 2000-м стала выставка «ХХ век. Мы — в обложке» в ГМИИ им. Пушкина, где в семи залах в хронологическом порядке расположилось около тысячи журнальных обложек. Спустя несколько лет вышел первый том «Библиохроники» под названием «В некотором царстве…». Всего с таким названием существуют три тома — они охватывают диапазон в пять веков и представляют издания от первопечатного «Апостола» Федорова до стихотворений Бродского. Затем появились шесть тематических томов, посвященных Отечественной войне 1812 года, городам и весям, детским книгам («Прекрасная пора»), выдающимся дамам России («Несменяемая власть»), памятным книгам и календарям («Непредсказуемая память»), российской геральдике. Вышли и двуязычные тома, описывающие многовековые взаимоотношения России с Германией, Англией и Францией.

— Звучит грандиозно. Выглядит так же?

— Не стыдно подарить друзьям, крупнейшим библиотекам и университетам. Посмотрите, какая полиграфия, качество переплета, раскрываемость, ляссе (закладка. — Авт.) цвета российского флага, мелованная бумага, шрифт, цветоделение… Обложка — отдельный разговор, так как цвет кожи тщательно подбирается для каждого тома: для детского — солнечный, для женского — нежно-сиреневый, для военного — цвет разрыва пушечного ядра… В общем, по Чехову: все должно быть прекрасно.

— К сожалению, простой смертный оценить этого не может. «Библиохронику» не купить, у знакомых не одолжить…

— Но есть сайт, где можно пролистать все книги. Студенты, аспиранты часто обращаются к серии, так как практически каждый ее сюжет может служить основой для курсовой или дипломной работы. Из-за рубежа нам присылают письма с благодарностями за возможность в короткие сроки ознакомиться с фрагментами русской истории.

— Как «Библиохроника» попадает в иностранные коллекции?

— Здесь действует двусторонняя система. Иногда книги отправляют через личные связи, но чаще их у меня запрашивают по официальным каналам. Работает «сарафанное радио» или люди в библиотеках, отслеживающие книжные новинки. Большую роль для них играет качество издания. Российскую полиграфию они оценивают высоко.

— Первые книги издавались тиражом в 500 экземпляров, последние — в 300. Не задумывались понизить качество полиграфии, увеличив количество?

— Выкладываемся в меру своих сил. Проект просветительский, поэтому увеличивать его объемы могут только госструктуры или заинтересованные частные лица. Готовы отдать им авторские права без претензий на гонорар. Они могут сделать более дешевое, доступное по стоимости издание. Мы готовы помочь, так как знаем технологию.

Процесс написания серии существенно упрощается тем, что все упомянутые в ней книги хранятся в одной библиотеке. Другое дело, что, к примеру, в детском томе описано сто сюжетов, а детских книг — десятки тысяч, и многие заслуживают упоминания. Так что это призыв для коллег: делайте, господа!

Image
Фрагмент сюжета об императрице Александре Федоровне.
— Вы призываете к созиданию, хотя некоторые пока способны только на критику. Например, том «Несменяемая власть» упрекнули в том, что в него не попали якобы все достойные того женщины. Как вы относитесь к критике?

— С юмором. Критикуют, как правило, малозанятые персонажи. Не знаю ни одного достижения человеческой мысли, на которое бы не обрушивалась критика. Если она конструктивная, то заслуживает уважения. Ну а с критиканством ничего не поделаешь: «Пиковая дама» освистывалась, в Матисса кидали зонтики… Конечно, оценка наших книг в какой-то степени носит субъективный характер. Но если кто-то считает, что в них рассказываются судьбы «не тех» женщин, — милости просим, расскажите про «тех». Мы же будем аккумулировать силы и средства только на продолжение выпуска пилотных томов.

— Каких, например?

— Подписан к верстке том о российской науке, выдающихся ученых, создававших интеллектуальную и оборонную мощь страны. Хочется издать книги про войны России и московское метро, которое строил мой отец. Сидя на его плечах в 1935-м, я присутствовал на открытии первой линии метро и приветствовал товарища Сталина… Возможно, эти тома выйдут после меня.

— Считаете, что запустили механизм, который не должен остановиться после вашего ухода?

— Хотел бы так считать… Главное — родился жанр. Кто будет им заниматься — не имеет значения. Я же буду делать это до последнего дыхания — для детей, внуков и позитивной репутации своей страны.

Ксения Коробейникова

(Ссылка на источник)

Previous Article ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ С ПАВЛОМ КРЮЧКОВЫМ
Next Article Великая русская цветная революция
Print
1416 Rate this article:
No rating
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top