25 лет полету многоразовой космической системы «Энергия-Буран»: Сборник архивных документов. (2014)
«Мы неудачников вялое племя
Болтаем о бабах, хоккее, вине.
Рисуем бумажки, а в это время
Американцы летят к Луне».
Этот юмористический стишок, появившийся в новогодней стенгазете в самом начале 1970-х, принадлежал коллективному авторству сотрудников 11-го отделения головного ракетно-космического центра ЦНИИМАШ Министерства общего машиностроения СССР. Время было такое. Американцы триумфально завершили свою лунную программу и начали проектировать многоразовый космический «челнок» - ракетно-космическую систему Space Shuttle с многоразовым орбитальным кораблем, возвращающимся на Землю, как самолет. А в СССР к тому времени стало ясно, что отечественная лунная программа зашла в тупик после серии неудачных пусков 3000-тонной ракеты «Н1». Отсюда - эта тоска по высоким технологиям у отечественных ученых и инженеров:
«Что-то случилось в нашей системе.
Газеты кричат о вьетнамской войне.
Ругается Зорин, а в это время
Империалисты сидят на Луне».
Стенгазету положили на стол к Дмитрию Федоровичу Устинову, отвечавшему в то время в Политбюро ЦК КПСС за так называемую «девятку» - оборонные отрасли промышленности. Сохранились свидетельства, что произошло это в половине двенадцатого ночи. (По сталинской привычке Устинов работал по ночам.) На вопрос Устинова: «Какие меры приняты?» - был ответ: исключили из партии, сняли с должностей, с очереди на жилье, уволили... Сообщили Устинову и о подготовке по приказу И.И. Сербина, отвечавшего за идеологию в оборонных отраслях, показательного судебного процесса.
Последовали два распоряжения Устинова. Первое: «Нам не нужны процессы в оборонке, как в 37-м году. Давайте, сворачивайте репрессии». Второе: «Уж если эти мальчишки понимают, как плохо дело, то следует принимать меры. В четверг жду предложений от двух министерств с рекомендациями об объединении тематики с авиастроением, о создании целевых объединений и подготовке постановления ЦК и Совмина».
Последовавшая цепочка событий завершилась 15 ноября 1988 г., в разгар перестройки. Авторы-составители представленного в «Библиохронике» уникального сборника документов пишут об этом сухо и сжато: «Ракета-носитель “Энергия” с Орбитальным кораблем “Буран” стартовала с космодрома Байконур. Общее время полета ОК “Буран” составило 206 минут. Орбитальный корабль совершил почти два витка вокруг Земли. Вход в атмосферу прошел штатно. В ходе полета в атмосфере датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали максимальную температуру 907°С. Орбитальный корабль “Буран” коснулся посадочной полосы в расчетной точке при скорости 260 км/час и остановился, пробежав всего 1620 м. Впервые в мировой практике орбитальный корабль произвел полностью автоматическую посадку по-самолетному, причем в неблагоприятных условиях, когда порывы ветра у земли достигали 17 м/с.
Многоразовая космическая система (МКС) “Энергия-Буран” совместно с создаваемой многоразовой авиационно-космической системой (МАКС) предназначалась для проведения в космосе многоплановых операций, в том числе в военных целях. ОК “Буран” обеспечивал доставку на околоземную орбиту до 30 тонн и возвращение на Землю до 20 тонн полезного груза. По аэродинамической схеме ОК “Буран” представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме “бесхвостка” Корпус корабля в целом был негерметичным, но в носовой части находилась герметичная кабина объемом 70 м3, в которой мог располагаться экипаж в количестве 6-ти человек.
Двенадцатилетняя программа создания МКС “Энергия-Буран” была одной из самых масштабных и триумфальных в истории советской пилотируемой космонавтики».
Документальному сопровождению всей этой 12-летней программы и посвящен сборник: «... конечным критерием доказательности исторического факта всегда является публикация документа. Документ - основа истории, ее фундамент. Конечно, в документах иногда встречаются ненамеренные ошибки, намеренные утаивания фактов или, что хуже, обнаруживаются случаи фальсификации документов с теми или иными корыстными целями, что еще более усиливает уровень «шума» <...>. Но, к счастью, космическая отрасль, в которой любая ошибка или неточность могли привести к катастрофе, была образцом четкости и точности. Поэтому первая публикация документов дает вполне адекватную информацию.
Исследователям, занимающимся историей программы «Энергия-Буран», Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина делает щедрый подарок - россыпь ранее неизвестных, рассекреченных документов, на которых не просто текст, номера, даты, имена, а факсимильное их воспроизведение со всеми пометками, резолюциями, печатями, придающими документальным свидетельствам аромат времени, а читателю - чуть ли не физическое ощущение прикосновения к ним людей, уже принадлежащих Истории <…>. В сборнике представлена в основном организационно-распорядительная документация и служебная переписка. Эта группа документов является обычно наиболее информативным источником для объективной оценки в истории науки и техники. При отборе документов для публикации составители руководствовались принципами информационной полноты документа и его новизны в качестве исторического источника. Отбирались оригиналы документов, в первую очередь, содержащие наиболее обобщенную информацию о процессе подготовки космонавтов к полету - планы, программы обучения и тренировок, отчеты и заключения по результатам их проведения, а также автографы космонавтов и конструкторов».
Работы по созданию тяжелой транспортной космической системы начались в 1974 г. после назначения В.П. Глушко на должность главного конструктора Научно-производственного объединения «Энергия». Глушко предлагал разработку средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако Министерство обороны СССР интересовал проект, аналогичный американскому Space Shuttle. И тут надо сказать, что отечественные специалисты начинали не с чистого листа.
Академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Константинович Казаров в своей статье «Детская смертность "Бурана"» («Независимая газета», 12 ноября 2003 г.) рассказал интересные и малоизвестные подробности о предыстории проекта «Энергия-Буран». Вот что он пишет. «В середине 1961 г. по инициативе генерального конструктора А.И. Микояна в ОКБ-155 Госкомитета по авиационной технике совместно с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского и НИИ Минобороны СССР начались поисковые исследования в области противоракетной обороны (ПРО). Основу этой системы должен был составлять самолет-перехватчик Е-155 (МиГ-25) с подвесной ракетой класса “воздух-космос”. Исследования проводились в строжайшей секретности из-за большой степени неопределенности ожидаемых результатов и поэтому регулярно докладывались лично А.И. Микояну.
Эти исследования закончились подтверждением принципиальной возможности выводить полезный груз с самолета типа МиГ-25 в заданную область и заданное время околоземного пространства с большой степенью вероятности, что еще не имело аналогов в мире. Этот способ выведения полезного груза в заданную область околоземного пространства был защищен авторским свидетельством СССР № 26293 с приоритетом от 17 июля 1962 г. (авторы: Н.Н. Завидонов, И.Е. Казаков, Ю.К. Казаров, В.С. Пугачев, В.И. Соколов, О.А. Чембровский).
Тогда-то и родилась идея: если увеличить энергетику такого летательного аппарата, то можно доставить космонавта на орбиту. В 1965 г. разработку аванпроекта ЛА под кодовым наименованием “Спираль” возглавил заместитель главного конструктора ОКБ- 155 Министерства авиационной промышленности Глеб Лозино-Лозинский <...>.
В середине 1967 г. в Министерство общего машиностроения СССР поступил от ОКБ А.И. Микояна головной том аванпроекта “Спираль” с просьбой дать по нему заключение. Том содержал общие виды гиперзвукового самолета-разгонщика с закрепленным на нем сверху ракетопланом в пилотируемом варианте. Но проект “Спираль” не встретил поддержки со стороны ведущих специалистов отрасли и со стороны главного заказчика. Министр обороны СССР Маршал А.А. Гречко наложил резолюцию: “Это - фантастика. Нужно заниматься реальным делом”. Это был vere dictum».
Между тем подготовка космонавтов по программе «Спираль» продолжалась с 1966 по 1973 год. А в 1968 г. космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов защитили дипломные проекты по воздушно-космическому самолету в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Вообще, большинство документов в архивном сборнике, в том числе фотографий, касаются как раз подготовки экипажа «Бурана». Всего через эту систему подготовки к полету на орбитальном самолете «Буран» прошли 52 человека. О тщательности, и даже, если можно так сказать, изощренности методов этой подготовки говорит такой факт: «С целью оценки управляющих реакций летчиков после воздействия невесомости И.П. Волк, а затем и А.С. Левченко выполнили краткосрочные полеты на орбитальную станцию “Мир”. Непосредственно после приземления на корабле “Союз” они садились за штурвал самолета Ту-154 и выполняли полет на аэродром базирования. По их оценкам невесомость незначительно влияла на операторские навыки».
Как бы там ни было, 12 февраля 1976 г. выходит Постановление Правительства № 132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартового, посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т».
«Ракета-носитель “Энергия” создавалась в НПО “Энергия”, а на Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля “Буран”. Для выполнения этой задачи 26 февраля 1976 года было образовано специализированное предприятие - НПО “Молния”, ставшее головным разработчиком планера ОК “Буран”. В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. НПО “Молния” возглавил опытнейший конструктор Глеб Евгеньевич Лозино- Лозинский», - пишут авторы-составители сборника. По-видимому, был учтен уже имевшийся опыт работы Лозино-Лозинского по данной тематике.
«Практически все, кто работал над проектом “Буран”, считают, что им сказочно повезло быть рядом, говорить, обсуждать, иногда ругаться с этим незаурядным главным конструктором, - вспоминали сотрудники НПО «Молния», работавшие над проектом «Энергия-Буран», Михаил Иванович Осин и Николай Михайлович Светлов. - Внешне не впечатляющий, сутулый, худощавый пожилой человек держал нас такой хваткой, что мы ходили по струнке и напрягались перед каждой встречей. Мы с суеверием наблюдали, как он быстро погружался в твою проблему, вылавливал оплошности и давал правильный совет-приказ. В этом было что-то мистическое. Он использовал феноменальную память, энциклопедические знания, удивительную интуицию, неожиданные повороты мышления.
Хорошо зная людей, ловил нас на уводе взгляда, на неуверенности в голосе и безошибочно через минуту в разговоре ухватывался за тонкое и мало проработанное место. Главным его качеством было, пожалуй, необъяснимое свойство притягивать к себе умных и очень умных трудоголиков» («Независимая газета», 11 апреля 2012 г.).
В итоге коллективу, руководимому Лозино-Лозинским, удалось сделать то, что до сих пор не может повторить никто в мире. Система автоматической посадки, созданная для «Бурана», смогла посадить летательный аппарат, сходящий с орбиты со скоростью 7,5 км/с, не оснащенный двигателями, и еще сделать у земли никем не ожидаемый маневр, частично скомпенсировавший мощный боковой ветер скоростью 17 м/с.
27 декабря 1994 г. в «Независимой газете» было опубликовано интервью Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Вот отрывок из этой беседы.
«- Успешный, первый и последний на сегодня, полет «Бурана» в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 года... Все ждали, что вот-вот последует пилотируемый полет. Но постепенно все как-то тихо сошло на нет.
- Странного ничего в этом нет. И это все не вдруг. Казалось бы, что такой эффектный беспилотный полет и посадка орбитального самолета не могли не найти соответствующий отклик у руководства страны. В это время Михаил Сергеевич Горбачев был то ли в Курской, то ли в Орловской области - точно не помню. И когда ему сообщили об этом событии, он только и сказал: ну, что ж, хорошо. Никакого понимания, что это выдающееся достижение. Отсюда - и отношение к дальнейшей судьбе проекта».
Один из авторов сборника «25 лет полету многоразовой космической системы “Энергия-Буран”», член-корреспондент РАН, летчик-космонавт России Юрий Батурин пишет об этом в «сухом» документальном стиле. Но даже и эта нарочитая лапидарность не может скрыть горечь от произошедшего:
«После выполнения на ОК “Буран” ремонтно-восстановительных работ и работ по подготовке к транспортировке корабля на самолете-носителе Ан-225 “Мрия” он был представлен на Парижском авиашоу в 1991 году. Одновременно с этим были замедлены, а затем и заморожены работы, как на изделии 1.02 на Байконуре, так и на изделии 2.01 в цехах Тушинского механического завода.
Сокращение ассигнований на развитие космонавтики, потеря интереса к орбитальным самолетам в связи с выработкой Министерством обороны новой военной доктрины, общее экономическое положение страны - все это заставило отказаться от намеченных планов. Работы по программе “Энергия-Буран” были приостановлены в 1990 году. После распада СССР было принято решение о прекращении работ по МКС “Энергия-Буран” и консервации объектов инфраструктуры. В 1993 году программа была окончательно остановлена. Один из аналогов ОК “Буран” (БТС-001), использовавшийся для наземных прочностных испытаний, стал аттракционом в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве. Другой аналог ОК “Буран” (БТС-002), участвовавший в горизонтальных летных испытаниях, находится в частном Музее техники г. Шпайер (Германия). Летные экземпляры были законсервированы. В упадок пришел стартовый комплекс многоразовой космической системы на Байконуре. В 1995 году закончились все регламентные ресурсы на системы и оборудование ОК “Буран” Единственный летавший в космос орбитальный корабль многоразового использования “Буран” был разрушен в 2002 году рухнувшей крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре».
Остается только привести еще один отрывок из интервью Г.Е. Лозинского 1994 года:
«- Вы имеете возможность сравнить отношение власти к науке, к развитию высоких технологий во времена застоя и сейчас. В чью пользу сравнение?
- О каком сравнении можно говорить, если сегодня объективно идет разрушение науки, промышленности!»
25 лет полету многоразовой космической системы «Энергия-Буран»: Сборник архивных документов / Под ред. Ю.В. Лончакова. Авторы-составители: Ю.М. Батурин, О.Ф. Бондаренко, С.К. Крикалёв, Б.И. Крючков, А.А. Курицын, В.В. Самарин, М.М. Харламов. - Звёздный городок: ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, 2014. - 308 с. 24,4 х 19 см. Тираж 35 экз. Издательская обложка.