Статья подготовлена с использованием материалов "Библиохроники". (прим. - библиохроника.рф)
Краткое содержание 1-й части
В первой части публикации (см. КомпьюАрт № 1’2010) мы выяснили, что история детской литературы в нашей стране началась в XVII веке. При Петре I «издательства» находились в еще не тронутых реформами монастырях, и, изучая «Букварь» Федора Поликарпова (1701), ученики вместе с основами веры постигали три нужных в то время языка: славянский, латинский и греческий.
Через сто лет, при Александре I, появилась азбука Ивана Теребенёва. В ней уже были иллюстрации в цвете — карикатуры на побежденную французскую армию во главе с Наполеоном. Так в начале XIX века дети постигали азы патриотизма.
В цветной азбуке «Народы земного шара» (начало 1810-х годов) подрастающее поколение знакомилось с представителями разных народов, живущих не только в России, но и в других странах.
Если мы добавим к патриотизму и образованности еще и любовь к физическим упражнениям, которая прививалась, например, с помощью сборника «Игры для всех возрастов» (1844), то получим полный психологический портрет молодого человека первой половины XIX века.
Кроме того, на примере азбуки «Драгоценный подарок детям» (1821) было прослежено развитие полиграфического дела в Пушкинскую эпоху. В то время тоже следили за качеством печати, но не иллюстраций, а шрифтов, которые ввозились в Россию из Франции.