Абевега русских суеверий (1786 год)
Михаил Чулков
Под названием «Абевега...» в Москве вышло второе, несколько изменённое и дополненное, издание «Словаря русских суеверий», впервые увидевшего свет в 1782 году в Санкт-Петербурге. Автор «Абевеги», указавший на титуле книги лишь свои инициалы «МЧ.», - писатель, этнограф, журналист М.Д. Чулков.
Чулков сочинял поэмы, комедии, басни, стихотворные сказки, сатирические статьи; собирал и публиковал народные песни, сказки, поверья; увлекался историей и мифологией. Его самое известное произведение - авантюрно-волшебный роман «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины». Издавая сатирический журналы «И то и сьо» (1769) и «Парнасский щепетильник» (1770), он заполнял их преимущественно своими произведениями.
Творчество Чулкова не ограничивалось только литературными опытами. Он - автор обширного «Исторического описания российской коммерции», публиковавшегося и как завершённое многотомное исследование, и частями, в виде отдельных экономических справочников, а также «наставлений» купцам, приказчикам, молодым людям, вступающим в службу.
Судьба Чулкова вполне соответствует духу времени: прежде чем солдатский сын, окончивший разночинскую гимназию при Московском университете, приобрёл должность секретаря Сената, чин надворного советника, потомственное дворянство, имения под Москвой, он побывал актёром, придворным лакеем, квартирмейстером, мелким сенатским чиновником.
Тематический разброс его сочинений, свидетельствовавший о многообразии литературных и научных интересов, не удивителен для середины XVIII века -- эпохи энциклопедий и энциклопедистов. «Словарь учреждённых в России ярмарок» (1788), «Словарь земледелия, скотоводства и домостроительства» (1789), «Словарь юридический» (1792), «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бываемых в роде скотском, конском и птиц домашних» (17891805) - жанр справочника был, по-видимому, особенно близок Чулкову. Известно, что вместе с М. Поповым он начинал готовить «Лексикон, или Словарь российского языка».
В словаре «Абевега русских суеверий» нашли отражение религиозные и бытовые обряды славян, калмыков, черемисов, камчадалов, чувашей, киргизов, татар, удмуртов. Алфавитный порядок расположения материала, достаточно разнородного, придаёт справочнику ещё большую занимательность: рядом оказываются сведения об обоготворяемой славянами реке Буг и о бровях, которые если «свербят», то это к гостям.
Один из самых обстоятельных разделов словаря посвящен браку: «У татар жених имеет право тайно от времени до времени посещать свою невесту, что у них за пазуху ходить называется; ибо только до пазухи невестиной, а не далее женихова вольность простираться должна. Хождение за пазуху имеет кроме облегчения в выкупе и другие основания, тут жених приходит к невесте врасплох и может уверен быть о её качествах, ибо если он что за нею подозрительного приметит, дозволяется ему отказаться от невесты заблаговременно».
Раздел «Гадания» посвящён, в основном, славянским традициям. К примеру, верный способ невесте узнать будущее - лечь вечером в снег, а утром посмотреть, «ежели оное вылеглое место гладко, то муж будет смирный и спокойный, а ежели иссечено, то вздорный и драчливый».
Статья «Гостеприимство» знакомит с обычаем, принятым у камчадалов: «По вступлении гостя в юрту и гость и хозяин раздеваются донага: хозяин подчивает его приготовленным кушаньем, наливает щербу в превеликую чашу; а между тем как гость щербу пьёт или хлебает, хозяин поливает воду на лежащее на очаге калёное каменье, чтоб был несносный жар. Гость старается всё, что у хозяина при-стряпано, съесть и жар его вытерпеть; а хозяин старается принудить, чтоб гость взмолился и просил свободы от пищи и жару; в противном случае, сколько гостю то за удовольствие, столько хозяину за скупость и бесчестие причитается. Хозяин в то время ничего не ест и из юрты выходить волен; но гость до тех не выпускается, пока побеждённым себя не признает, отчего после того подчиванья дни по три не токмо есть, но и глядеть на пищу без движения не может».
Книга Чулкова пользовалась успехом у читателей. Со временем она приобрела значение одного из основных источников по обрядовой культуре народов и народностей, населявших Российскую империю. Сохранился экземпляр «Абевеги» из библиотеки А.С. Пушкина. Все его листы разрезаны. Помет нет.
Чулков Михаил Дмитриевич (ок. 1743-1792)
Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманст-ва и проч., сочинённая М.Ч. Иждивением Ф. Гиппиуса. Печатано в Москве, в Типографии у содержателя Ф. Гиппиуса, 1756. 326 с. В цельнокожаном переплёте второй половины XVIII века. 20х12 см. На титульном л. надпись «орешковыми» чернилами: «Ц.<ена> книги 4 рубля».