Историческое и топографическое описание городов Московской губернии (1787 год)
Харитон Чеботарёв
Судьба первого ректора Московского университета Харитона Андреевича Чеботарёва - яркий пример того, чего может добиться в науке человек, наделённый силой воли и трудолюбием. Рождённый в Вологде сын армейского сержанта, он девяти лет от роду поступил в гимназию при Московском университете, через шесть лет из школяра превратился в студента, а ещё через три года, окончив курс, за успехи и прилежание был определён на должность переводчика с латинского и немецкого языков в университетской конференции, канцелярии и газетной экспедиции. Начав восхождение на университетский Олимп от самого подножия, без какой бы то ни было поддержки и страховки, он самостоятельно преодолевал все уступы и расщелины, встречавшиеся на его пути к вершине: преподавал историю и географию в университетской гимназии, давал уроки языков, служил суб-библиотекарем, издавал газету «Московские ведомости» и, наконец, в 1776 году был произведён в экстраординарного профессора по кафедре российской словесности. Два года спустя он стал ординарным профессором, читал всеобщую европейскую историю и российское красноречие, получил место университетского библиотекаря, был назначен цензором при театре, с 1778 по 1783 годы являлся секретарём университетской конференции, инспектором университетской гимназии и учительской семинарии, по преобразовании университетского устава был назначен ректором, а после сложения ректорских полномочий стал бессменным заседателем в правлении университета. Во время московского пожара 1812 года погибли научный архив и библиотека Чеботарёва. Эти и другие потрясения военного времени подорвали здоровье шестидесятишестилетнего учёного: его разбил паралич, и три года спустя он скончался. Как писал его биограф, «Чеботарёв не оставил после себя многочисленных трудов, но всё, написанное им, имело для своего времени большую цену и значение».
Эти слова в полной мере можно отнести к чеботарёвскому «Историческому и топографическому описанию городов Московской губернии», сочинению замечательному по богатству собранного в нём исторического, этнографического и статистического материала. Книга написана живым, образным, хотя и несколько велеречивым языком, столь свойственным литературе екатерининского царствования. Например, прежде чем рассказать о Москве, её географическом положении, климате, архитектуре, административном делении и т.п., автор даёт «первопрестольной» следующую характеристику: «Сей столичный город Российской империи по множеству жителей, пространству и окружности с предместьями почитается между величайшими городами в Европе. Как из многократных опытов известно, в Москве, столь пространном городе, в летнее время бывает жителей около 300 000, а в зимнее, как в сию столицу из всей России съезжается великое множество дворян, из коих некоторые для исправления своих надобностей, а большею частью для препровождения времени в веселии и удовольствии, а купечество, как российское, так и чужестранное для закупки товаров и торгу приезжает, то бывает и около 400 000. Что ж касается до нравов и обычаев жителей, то, описывая оные, должно было бы описать нравы и обычаи всех областей пространной Российской империи, потому что изо всех оных превеликое множество для многоразличных причин в оной своё пребывание имеют, да и чужестранных из прочих европейских и азиатских держав, кои проживают в Москве, находится около 10 000 человек. Москва, будучи расположена в возвышенном и сухом месте, и как строения в оной не стеснены и находится множество садов, имеет воздух всегда здоровый во все времена года, и число родившихся всегда превышает число умерших. Что касается до изобилия в городе во всём нужном для жизни, то оное доказывается дешевизною всех съестных столовых припасов, кои привозятся зимою в Москву из Тульской, Калужской, Рязанской, Воронежской и Курской губерний, а крупная рыба - из Урала и прочих мест. Летним временем доставляется немалое количество всякого рода хлеба водою из Орловской губернии. Скот же, как то: волы и бараны, пригоняется из Малороссии, а живность привозится из соседствующих губерний Рязанской и Тульской. Московская торговля столь обширна, что она почти знатнейшую
часть всеобщей российской торговли в себе заключает, и чем прочие города Российской империи по частностям славятся, то в Москве, будучи смешано во множестве, теряет вид и исчисление».
По сравнению с Москвой, многократно воспетой русскими и иноземными учёными, литераторами и путешественниками, малые города Московской губернии сравнительно редко становились объектами пристального изучения и описания. Тем ценнее страницы труда Чеботарёва, посвященные истории и быту Богородска, Бронниц, Воскресенска, Дмитрова, Звенигорода, Волоколамска, Можайска, Рузы... Вот как выглядел и чем жил в последней четверти XVIII столетия уездный город Клин: «Жители города состоят из купцов, коих 88, а объявленного от них капиталу 25 126 рублей; мещан 214, цеховых 2, ямщиков 128, дворовых людей 12, церковнослужителей, разночинцев, также и находящихся при должностях дворян, приказнослужителей, всего мужеска полу 552, женска 534; и того обоего полу 1086 человек. Торговля и промысел Клинского купечества состоит в продаже в рядах разных товаров, как то: бумажных и шёлковых платков, кумачей, китаек, шёлку, бумаги, лент, кожаной обуви, переделанного в разные потребности железа; торгуют разными виноградными винами, чаем, сахаром, хрустальной посудой, говядиной, солониной, рыбой солёной и конскими приборами; получают же всё оное большею частью из Москвы. Сверх того промышляют продажей проезжающим овса, сена, дехтю, хлеба печёного и калачей; а некоторые скупают в округе пенку, сало, солят солонину и отвозят водяным путём в Санкт-Петербург; также многие из жителей имеют за собой художества и мастерства, как то: портное, сапожное, медное, кузнечное, кирпичное, гончарное; а более всего упражняются в отвозе проезжающих в разные по трактам города».
В Клину имелись также 2 винных магазина, 4 питейных дома, 21 торговая лавка, 2 каменные харчевни, 3 погреба с виноградными винами, 70 постоялых дворов и 2 солодовенные завода. Не тогда ли впервые прозвучал популярный в наши дни вопрос: «Кто пойдёт за "Клинским"?»
[Чеботарёв Харитон Андреевич (1746-1815)]
Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами с Прибавлением историческаго сведения о находящихся в Москве соборах, монастырях и знаменитых церквах. Москва: Печатано у содержателя типографии Губернского правления Фридриха Гиппиуса собственным его иждивением, 1787. [6], 368, 114, [3] с., [16] с. иллюстраций - гравированные на дереве «Гербы городам Московской губернии». В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. На корешке тиснены растительный узор и заглавие: «Описание Москвы с уездами». Тройной красный обрез.19,5х12,5 см. На оборотной стороне титульного л. надпись «орешковыми» чернилами: «Сия Книга Петровского Купца Фёдора Степановича Жукова. Куплена 1836 года ноября 24 дня. Заплачено 80 коп.»