Абхазия и в ней Симоно-Кананитский монастырь (1898 год)
И.Н.
Когда-то давным-давно раздавал Бог каждому народу землю, всех Бог устроил, и сам радовался. Но вот к Нему пришёл народ и сказал Богу, что ему земля не досталась! На что Бог спросил: «Но почему же вы не пришли тогда, когда я раздавал каждому народу землю?» На что этот народ ответил: «В нашем доме был гость, и мы не могли его оставить и уйти». Услышав эту историю, Бог сказал: «Я отдам вам ту землю, которую оставил для себя», и подарил им край, который теперь называется Абхазия. Так гласила древняя абхазская легенда, а сама история края уходила своими корнями вглубь тысячелетий.
Сегодня под именем Абхазии известна страна, лежащая на Восточном берегу Черного моря. А в далеком VIII веке до новой эры это побережье Черного моря начали осваивать приплывшие из Греции мореходы. Здесь они в тихих бухтах основали первые города - Диоскурию (ныне Сухум), Питиунт (Пицунда), Триглит (Гагра), Гюэнос (ныне Очамчира). До сих пор на дне Сухумской бухты покоятся развалины древнего города - «Черноморской Атлантиды». В Абхазии, по свидетельству Гомера, обитала и пленительная «светлокудрая дева Цицирея, богиня, сестра проказника Эета»; там Геллеспонт состязался «с равными в силе мужам амазонками».
Потом греков сменили римляне. При императоре Августе Октавиане античную Диоскуриаду переименовали в Себастополис. Это было начало новой римско-византийской эпохи Абхазии. В пору царствования Адерки пришли в Абхазию апостолы Андрей и Симон Кананит. Они добрались до города Севаста, ныне именуемого Цхуми, где апостол Андрей оставил Симона Кананита с учениками, а сам ушёл в страну джиков. Симон Кананит же принял мученическую смерть на берегу реки Псырдзха и погребен в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, где был построен спустя много веков Ново-Афонский монастырь.
Монастырь возвели около древнего храма апостола Симона Кананита, где, по преданию, было погребено тело святого. А апостол Андрей, утвердив в вере мегрелов и абхазов, удалился в Скифию.
В конце VII века в западную часть Закавказья вторглись арабы, которые с каждым годом завоёвывали всё новые и новые земли этого края. Они разрушили Сухум и дошли до Нового Афона, стены которого защищали «две тысячи абасгов и одна тысяча картлийцев». Но длительной осады у арабов не получилось: «Бог послал на сарацин зной южный, и они заболели кровяной холерой». Так и погибло большинство арабских воинов - не в бою, а от страшной болезни. Естественно, что их полководец Мерван решил отступить.
В конце VIII века возникло Абхазское царство, где жили адыгские, абхазские и грузинские племена. Границы царства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. Столицей его стал один из древнейших городов края - Кутаиси, а первым царём - сын дочери могущественного хазарского кагана Леон II. Просуществовало Абхазское царство 200 лет, причиной упадка стала смерть бездетного царя Феодосия Слепого. Абхазии пришлось войти в состав Грузинского государства. И уже к XIII веку начался распад «царства абхазов и картлийцев (грузин)» на отдельные княжества.
Когда турки захватили Константинополь, то у берегов Абхазии появился турецкий флот, и даже генуэзцы, которые проживали здесь с XIII века, покинули Черноморское побережье. В конечном итоге Порта Оттоманская осадила Себастополис с моря, потом в 1634 году турецкий десант высадился в районе Кодорского мыса и разграбил этот край, обложив знать данью. Спустя век турки выстроили на побережье Себастополиса крепость и назвали её Сухум-кале. Также стал называться и город, а на территории Абхазии стал распространяться ислам.
Во время русско-турецких войн за Черноморское побережье российская военная эскадра в 1810 году штурмом взяла крепость Сухум-кале. И тогда же Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. Тогда же произошла и первая в XIX веке волна переселения - до 5 тысяч абхазов переселилось в Турцию. Но, несмотря на вхождение в состав Российской империи, Абхазское княжество вплоть до 1864 года сохраняло автономное управление со своим традиционным укладом.
Одно из любимых увеселений абхазов составляли скачки. Они устраивались при всяком удобном случае, где только собирался народ, - на праздниках, на свадьбах, на поминках. На поминках были специальные, детские скачки: «Карапузиков, едва видных от земли, от 8-10 лет, сажали на горячих коней, и они мчались на них во весь карьер». Также ни одна свадьба или поминки не обходились без «стрельбы в цель».
В июне 1864 года княжество упразднили и переименовали в Сухумский военный отдел Российской империи. А император Александр II одобрил предложенный наместником на Кавказе великим князем Михаилом Романовым план колонизации - заселение казачьими станицами земли от устья Кубани до Ингура.
Тогда-то и началось планомерное изучение и исследование этого древнего края. Первой попыткой исторического исследования Абхазии стало сочинение архимандрита Леонида Кавелина, которое было настолько полным и научнодостоверным, что часть материалов этой работы практически без изменений вошла и в представленное на страницах Библиохроники издание. Однако текст архимандрита Леонида был значительно дополнен автором, скрывавшимся под монограммой И.Н., новыми материалами по истории, этнографии и культуре Абхазии и Кавказа.
Абхазия же после распада Российской империи вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный союз. Но уже 4 марта 1921 года большевики установили советскую власть в Абхазии и объявили её Советской Социалистической республикой. Спустя 10 лет на VI Всегрузинском съезде советов в Тбилиси приняли решение о преобразовании Абхазии в автономную республику в составе Грузинской ССР.
Сегодня это независимое государство, территория которого на 220 километров простирается вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Псоу на западе до реки Ингур на востоке. А более ста лет назад, посетив этот древний край, А.П. Чехов сетовал: «Если бы я пожил в Абхазии хотя месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов. Подлец я за то, что не умею рисовать...»
И. Н.
Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь: С планом Абхазского приморского берега, с рисунками памятников христианства в Абхазии и видами Ново-Афонского монастыря. Москва: Типо-литография И. Ефимова, 1898. 340, [2] с.; 31 л. иллюстраций, 3 л. карты, 1 л. план. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с золотым узорным тиснением, коленкор с золотым тиснением названия и блинтовой узорной рамкой по обеим крышкам, обрез «паутинка», ляссе. Шрифтовая издательская обложка сохранена. Экслибрисы-штампы П. В. Остроухова. 26,3х18,3 см.