История города Таганрога (1898 год)
Павел Филевский
«После Москвы я более всего люблю Таганрог», - писал Антон Павлович Чехов о своей малой родине. Здесь прошло его детство и гимназические годы, сюда неоднократно приезжал он уже будучи известным писателем.
Место, на котором возвели город Таганрог, со стародавних времён заселяли племена киммерийцев, скифов, сарматов, позднее их сменили древние славяне. Через этот край проходили полки киевского князя Святослава, воевавшего с хазарами, этой землёй владели и Золотая Орда, и Крымское ханство.
В 70-е годы XV века устье Дона и Азов захватили турки. В те годы Московское царство ещё не имело достаточных сил и средств для войны с Османской империей, и вся тяжесть по охране южных рубежей легла на плечи донских казаков. Но когда к концу XVII века для России встал вопрос о выходе к морю для расширения торговых и культурных связей с другими странами, молодой царь Пётр I решил начать войну с Блистательной Портой и лично возглавил Азовские походы. Благодаря этой военной кампании и возник город Таганрог.
На мысе Таганьего рога в 1698 году царь находился всего два дня и после подробного осмотра решил именно здесь заложить новый город Троицк на Таган-Роге. Началось активное строительство Троицкой крепости, окружённой восьмиметровым валом и рвом. Форт Черепашка, возведённый на искусственном острове, защищал вход в гавань. По соседству с Троицкой расположились ещё две крепости. К сожалению, по условиям мирного договора с Турцией Троицкая крепость была разрушена в 1712 году. Пётр I горестно сообщал графу Апраксину: «Как не своею рукою пишу, нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит».
В 1774 году северо-восточная часть побережья Азовского моря окончательно вошла в состав России, Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, и спустя год Таганрог стал городом Азовской губернии. Город выстоял и стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье и первым в России городом, построенным по регулярному плану. После основания Севастополя в 1783 году черноморская флотилия перебазировалась, а Таганрог утратил своё военное значение и превратился в торговый порт России. Здесь продавали пшеницу, лён, икру, пеньку. Но вскоре крупнейшие ворота юга России, в связи с быстрым становлением Одессы, а затем и Ростова-на-Дону, утратили свою былую славу.
В1820 году, проездом на Кавказ, в городе в доме градоначальника П. Папкова заночевал Александр Пушкин. По иронии судьбы в этом же доме 19 ноября 1825 года скончался русский император Александр I. «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге». Неожиданная смерть императора, человека здорового и нестарого, породила многочисленные легенды. Тело императора поместили в два гроба - деревянный и свинцовый - и отправили в Петербург. П.М. Волконский, отвечавший за перевозку траурного кортежа, рекомендовал: «Хоть тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо всё почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились... Поэтому думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно». Сопровождать же тело до столицы поручили атаману войска Донского Орлову-Денисову.
А Таганрог уже к середине XIX века производил на впервые прибывшего сюда человека тяжёлое впечатление. Одноэтажные, в большинстве своём деревянные домики, немощеные улицы. «Весной и осенью на них стояла глубокая, невылазная грязь, - писал своему брату Александр Чехов, - а летом они покрывались почти сплошь буйно разраставшимся бурьяном, репейником и сорными травами. Освещение на двух главных улицах было более чем скудное, а на остальных его не было и в помине. Обыватели ходили по ночам с собственными ручными фонарями...» Лишь бескрайняя синева Азовского моря скрашивала однообразную картину города, да яркие пятна зелени огромного городского сада. Через мысли одного из героев повести «Моя жизнь» Антон Павлович описал это противоречивое чувство к Таганрогу: «Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших КОЛОКОЛОВ; но люди, с которыми я жил в этом городе, были мне скучны, чужды и, порой, даже гадки. Я не любил и не понимал их».
Но жизнь шла своим чередом. В 1869 году железная дорога соединила город с Харьковом и Ростовом-на-Дону. Через несколько лет он стал окружным городом Области войска Донского и постепенно стал возрождаться. А тут ещё приближался юбилей - 200-летие со дня основания города. По просьбе земляков Чехов договорился со знаменитым русским скульптором М. Антокольским об изготовлении для Таганрога памятника основателю крепости Петру I. Антон Павлович распространял подписные листы для сбора средств на памятник, беспокоился о доставке скульптуры из Парижа в Таганрог в полной сохранности, выбрал место для установки её, но к празднованию установить памятник не успели - торжественное открытие состоялось лишь в мае 1903 года. Историк П.П. Филевский писал: «Главная заслуга во всём этом принадлежит П.Ф. Иорданову, который, можно сказать, один вынес на своих плечах трудное дело - почти без денег создал памятник, и не убогий, а один из лучших в России. Громадную услугу в этом оказал Таганрогу верный гражданин города А.П. Чехов, через которого П.Ф. Иорданов сносился со скульптором Антокольским».
Павел Петрович Филевский стал и первым историком города: «Взялся я за предлагаемый вниманию моих сограждан труд не потому, что считаю себя лучшим из могущих быть авторов «Истории города Таганрога», и не потому, что меня увлекла назначенная городским управлением премия, хотя она для меня, как человека небогатого, разумеется, не лишена интереса. Взялся же я за этот труд потому, что история Таганрога, как мне казалось, могла бы и вовсе не появиться к 200-летнему юбилею, а какой же юбилей, если нет истории двухсотлетия города». И действительно, два года он кропотливо собирал материалы о Таганроге, изучал дела местной управы, использовал заметки местных авторов. И результат не заставил себя ждать. В 1898 году в Москве, на Арбате, была отпечатана первая книга по истории Таганрога.
Впоследствии, уже после революции, Павел Петрович собирал материал для продолжения своего исследования, но судьба в советское время не была благосклонна к учёному. Его несколько раз арестовывали «не за определённые деяния, а просто, по мнению властей», как социальноопасного. В старости он остался совершенно один, без средств к существованию - близкие умерли, дальним родственникам было не до учёного. Любопытно, что при оккупации Таганрога немецкими войсками П.П. Филевского неоднократно приглашали работать в музей. Он смело заявлял, что «русская интеллигенция к вам служить не пойдет».
Последние годы жизни Павел Петрович прожил в семье своей бывшей студентки Ольги Орешко, которая перевезла его, «завшивевшего», к себе домой. После стольких лет нищеты и одиночества, когда прожито было уже 90 лет, П.П. Филевский наконец-таки обрёл покой. Умер Павел Петрович поздно вечером 2 февраля 1951 года на 95 году жизни. Проститься с учёным, первым краеведом города пришли многие таганрожцы.
А Таганрог дал России, помимо знаменитого русского драматурга Антона Павловича Чехова, немало выдающихся людей - это литератор и общественный деятель Н.В. Кукольник, писатели К.Г. Паустовский и И.Д. Василенко, художники К. А. Савицкий и А. К. Куинджи, актриса Ф. Г. Раневская, дрессировщик А. А. Дуров, певица Е.В. Образцова и многие другие деятели науки и искусства.
Филевский Павел Петрович (1856–1951)
История города Таганрога. Москва: Типо-литография К. Ф. Александрова, 1898. VI, 376 c. Издательский двухцветный коленкоровый переплёт с золотым тиснением по корешку и золотым узорным тиснением по верхней крышке, форзацы из серебряной бумаги, обрез с напылением. Владельческая подпись «Абрамович» на титульном листе. 22,5х14,7 см.