Альбом Ольги Козловой (1883 год)
Album de madame Olga Kozlow - богато оформленное, отпечатанное в количестве всего 40 экземпляров издание рукописного альбома, заполнявшегося в 70 - 80-е годы XIX века. У обладательницы альбома — Ольги Алексеевны Козловой, урождённой Барышниковой, — были все основания для его публикации. А.А. Фет, А.Н. Апухтин, К.К. Случевский, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, А.Н.' Майков, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, АН. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Ф. Писемский, И.С. Тургенев оставили в альбоме свои записи. Европейская литература представлена здесь именами В. Гюго, П.' Мериме, отца и сына Дюма, А. де Ламартина. Рядом с «Разбитой вазой» Сюлли Прюдома - два перевода этого стихотворения - А.Н. Апухтина и А.Д. Баратынской. Поэтические и прозаические тексты чередуются с акварелями И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, П.Ф. Соколова и других известных художников. Нотные записи в альбоме - автографы композиторов П.И. Чайковского, Д. Верди, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов. Издание альбома включает, к сожалению, только текстовой материал с приложением списков художественных и музыкальных произведений.
Альбом Ольги Козловой — явление одновременно и уникальное, и как нельзя лучше характеризующее своё время. К 70-м годам XIX столетия альбомная культура, расцвет которой приходится на конец XVIII - первую половину XIX века, начала угасать. Альбомы постепенно становились редкостью, а продолжавшие традицию мало напоминали то «зеркало души», в котором отражались эстетические пристрастия предшествовавшей эпохи. Драматург А.Н. Островский сделал в альбоме примечательную запись: «Я не знаю, имел ли я смолоду столько лёгкости и остроумия, сколько их нужно, чтобы без труда, без тоскливого чувства своего бессилия написать приятную или шутливую безделицу. Теперь я очень хорошо чувствую, что всё, что было во мне молодого и игривого, утрачено безвозвратно». Дух времени требовал от литературы общественно значимых тем. Не случайно Н.А. Некрасов поместил в альбом восьмистишие «Вчерашний день, часу в шестом...».
Показательно, что большинство поэтических текстов альбома представляло собой написанные ранее и опуоликованные произведения. Посланий, адресованных непосредственно Ольге Козловой, среди них немного. В этом могло быть повинно не только время, но и светски-поверхностный характер отношений авторов с адресатом.
Ольга Козлова была женой поэта и переводчика Павла Алексеевича Козлова 1841-1891), прославившегося переводом айроновского «Дон Жуана» и романсами «Когда б я знал...»и «Глядя на луч пурпурного заката». Чередуя государственную службу (Министерство иностранных дел/Министерство государственных имуществ) с положением отставного чиновника, Козлов жил в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Прибалтике, не упуская случая познакомиться с известными писателями, художниками, музыкантами. С середины 1870-х годов семья Козловых жила в Петербурге, устраивая у себя литературные обеды. Заполнение альбома хозяйки дома входило в программу светских собраний. Альбом сопровождал Ольгу Алексеевну и в путешествиях: записи в нём сделаны в Париже, Брюсселе, Карлсбаде, Сорренто. Неутомимость OA. Козловой позволила ей собрать уникальную коллекцию автографов, превратив домашний альбом в интереснейший культурный памятник эпохи, а его издание - в библиофильскую редкость.
Второе издание альбома вышло в 1889 году в количестве 10 экземпляров. Как и первое, оно открывалось фотографическими портретами его владелицы.
Album de madame Olga Kozlow. Москва, типография А. Гатцука, 1883.180, V с, 1 л. фотопортрет. На русском и французском языках. В коленкоровом издательском переплёте. Форзацы муаровой бумаги. Тройной золотой обрез. 18,3x12,9 см. Тираж 40 экземпляров.