Кремль в Москве, очерки и картины прошлого и настоящего (1883 год)
Михаил Фабрициус
Несколько слов о себе и своем замысле составить обстоятельное описание Московского Кремля Михаил Платонович Фабрициус сказал в авторском предисловии к книге: «В продолжение восьми лет я, по долгу службы моей, жил среди памятников русской старины, оберегал отчасти их, следил за ними, вглядывался в них, проникался внутренним их значением и пробуждал в памяти своей воспоминания, с ними связанные. Всё это заставило меня по возможности изучать их, и, вооружённому этим, мне уже не один раз пришлось ознакамливать с Кремлём посещающих его. Побуждаемый некоторыми из моих знакомых, высказывавшими мне неоднократно их желание иметь описание Кремля, я и решился взяться за эти очерки, чтобы дать интересующимся Кремлём группировку некоторых сведений о нём, понятие о зданиях, его наполняющих, об истории, им пережитой, о сокровищах, сохраняемых под сводами его соборов, дворцов и палат, - а лиц, незнакомых с ним, заинтересовать и пробудить желание посетить его».
Монография Фабрициуса необычно построена. Первая её часть (почти две трети текста) - это история Кремля, изложенная в хронологической последовательности. Каждая глава посвящена правлению того или иного российского государя, чьим повелением менялся кремлёвский архитектурный ансамбль: сносились старые постройки, строились новые соборы, монастыри и общественные здания, возводились крепостные стены и башни. Рефреном исторического экскурса проходят описания московских пожаров, не обошедших ни одно царствование и много способствовавших обновлению внешнего облика Кремля. Заявленные в подзаголовке книги «картины прошлого и настоящего» представляют быт великокняжеского и царского дворов, коронации, приём послов, народные праздники, публичные казни, торжественные встречи императоров, прибывавших в отставную столицу из Петербурга.
Перенесение царской резиденции в Петербург служит своеобразной кульминацией рассказа Фабрициуса: «В конце XVII столетия, перед единодержавием Петра, Кремль достиг апогея своего величия. Царские дворцы находились в самом цветущем состоянии, до какого не достигали ни в одно из предыдущих царствований. С этого времени начинается постепенное разрушение и запустение Кремля».
Проследив историю Кремля от его первого упоминания в летописях до года гибели Александра II, Фабрициус в заключение выражал надежду, что при подготовке к коронации Александра III кремлёвские строения обновятся и украсятся.
Вторая часть книги Фабрициуса приглашает совершить увлекательную прогулку по Кремлю конца XIX столетия: «Я поведу читателя сначала вокруг стен Кремля, познакомлю в беглом рассказе с окрестностями его, укажу на предметы, имеющие связь с ним, а затем, сняв шапку и осенив себя крестом, войдём чрез Спасские ворота в самый Кремль».
Знакомство с кремлёвскими соборами, дворцами и зданиями, сокровищами Оружейной палаты, патриаршей ризницы и синодальной библиотеки завершается «посещением» хранящихся в Кремле архивов.
Издание труда Фабрициуса, предпринятое Т.И. Гагеном, иллюстрировано рисункамиА.В. Вишневского, СИ. Светославского, И.И. Левитана, фотографиями М.М. Панова. Небольшое количество экземпляров тиража было отпечатано in Folio. Представленная в Хронике книга - вариант уменьшенного формата. Её украшает коленкоровый издательский переплёт с золототиснёным рисунком на верхней крышке.
Фабрициус Михаил Платонович
Кремль в Москве, очерки и картины прошлого и настоящего. Текст иллюстрирован сделанными с натуры 76 рисунками и 14 фотогравюрами. Москва, издание Т.И. Гагена. 1883. XV, 336 с. с иллюстрациями, 1 л. иллюстрированный шмуцтитул, 43 л. иллюстраций. В коленкоровом издательском переплёте. Рисунок на верхней крышке - глубокое тиснение золотом. 25x7,4 см. Тираж вышел в издательских переплётах различных цветов и с разноцветным тиснением, однако чаще всего рисунок тиснён только чёрным цветом.