Альбом русских царей (1850-е годы)
«Альбом русских царей» составляют 35 иллюминованных от руки литографий, изображающих российских князей, царей, императроров и императриц - от Рюрика до Елизаветы Петровны. Строго говоря, это не книга, а собранная под одним переплётом серия портретов, выполненных французским художником Л. Луаром. Совершенно очевидно, что, несмотря на сквозную нумерацию (кстати, листы переплетены с нарушением порядка номеров), литографии предназначались и для розничной продажи. Такое совмещение торговли оптом и в розницу являлось обычным в практике издателя серии — фирмы Дациаро.
Основатель этого крупного издательского и торгового дела Джузеппе Дациаро (1806-1865) приехал в Россию из Италии. В Москве он, переименованный в Иосифа Христофоровича, стал заниматься продажей эстампов, причём так успешно, что открыл два магазина - на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1832 году, уже будучи купцом второй гильдии, Дациаро завёл собственную литографскую мастерскую, но вскоре от этого предприятия отказался, сочтя более выгодным заказывать продукцию в Европе. Его основным партнёром стала типография Лемерсье, одна из лучших в Париже. Дациаро посылал во Францию рисунки, которые там, на месте, литографировались мастерами, работавшими на Лемер-сье. Вот почему, как сказано в справочном искусствоведческом издании, «вопрос об авторстве оригиналов дациаровских литографированных выпусков приходится решать на основе самих эстампов ввиду полного отсутствия каких-либо иных сведений».
Серия изображений русских царей не является исключением. Они сделаны «по мотивам» русских портретов конца XVIII -первой половины XIX века, но при этом «отредактированы» с чисто французским изяществом. Как и вся продукция Лемерсье, литографии отлично нарисованы и элегантно отпечатаны. Подписи на русском и французском языках расширяли круг потенциальных покупателей до общеевропейского, что соответствовало устремлениям честолюбивого и хваткого заказчика. Не удовольствуясь положением московского купца, Иосиф Дациаро перебрался в Петербург и поселился в доме итальянца Б.Ф. Греффе на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, став совладельцем расположенного там книжного магазина. В 1849 году магазин перешёл в его полное владение и был приспосоолен для продажи эстампов и картин. А несколько лет спустя вывеска с именем Дациаро появилась на Итальянском бульваре в Париже - в самом сердце художественной столице Европы.
Литографии оирмы Дациаро продавались везде, где торговали русскими иллюстрированными изданиями: в Лейпциге, Амстердаме, Лондоне. Предприятию была суждена долгая жизнь: после смерти Иосифа Христофоровича дело продолжили его сыновья — Иосиф Иосифович (1831-1892) и Александр Иосифович (1842-1907), упрочившие славу семейной марки. Наибольшую известность издательству Дациаро принесли изображения городов, особенно ставшие знаменитыми и неоднократно допечатывавшиеся сюиты видов Санкт-Петербурга и Москвы. Портреты среди дациаровской продукции встречаются гораздо реже и ценятся довольно высоко. Особенно если речь идёт, как в случае с представленным в Хронике экземпляром «Альоома русских царей», о полной серии в идеальной сохранности.
Альбом русских царей. Москва. Санкт-Петербург, издание Дациаро, [1850-е годы]. 35 л. портретов - литографии по рисункам Л. Луара (L Loire), иллюминованные от руки акварелью. В издательском коленкоровом переплёте с кожаным корешком. На крышках орнаментальные рамки блинтового тиснения, на верхней крышке золототиснёное заглавие. На корешке золототиснёные заглавие и орнамент. В нижней части корешка тиснённые золотом владельческие инициалы: «П.С». 17,2x14,1см. На титульном л. экслибрис Т.Р. Крыжановского.