Дорожник кавказский (1852 год)
Ссыльный декабрист, известный литератор Александр Бестужев (Марлинский) писал о Кавказе, что там во многих местах «один Аллах - директор путей сообщения». «Дорожник кавказский», составленный в 1847 году по распоряжению императора Николая I «при Генеральном штабе Отдельного кавказского корпуса» и напечатанный в Тифлисе в 1852 году, свидетельствует о стремлении российского правительства решить проблему передвижения по мятежному краю вполне земными средствами. «Дорожник» - не просто путеводитель по кавказским дорогам. Это закреплённая на бумаге попытка включения непокорных земель в имперскую «вертикаль власти», вписания их в общегосударственную административную систему, в единую российскую «географию».
Ситуацию, сложившуюся в этих местах к середине ХК столетия, точно и ёмко определил другой ссыльный декабрист, Михаил Лунин, ещё в 1840 году говоривший: «Разорительная, убийственная война, заполнившая три предыдущие царствования, оправдать которую можно лишь политическими соображениями, всё ещё длится на Кавказе. Несмотря на значительные силы, брошенные в эту войну с начала нынешнего царствования, никакого положительного результата нет. Внутренняя часть обширной территории, вдающейся в пределы империи, по-прежнему находится во власти нескольких полудиких народцев, которых не смогли ни победить силой оружия, ни покорить более действенными средствами цивилизации. Эти орды нападают на наши одиночные посты, истребляют наши войска по частям, затрудняют сообщение и совершают набеги в глубь наших пограничных провинций».
Неудивительно, что «Дорожник» предназначался прежде всего для «путешествующих по казённой надобности», или, говоря современным языком, командированных, в основном - военных. На это указывают и место издания книги - Типография Штаба Кавказского корпуса, и наличие в ней таблиц расчётов прогонов - платы за право пользования «почтовыми» лошадьми. Так, «по всем дорогам Ставропольской губернии и Черномории» едущие должны были платить по полторы копейки за верш на лошадь; «по правую сторону рек Терека и Малки, по левую сторону реки'Кубани, по Закавказскому краю, Дагестану и Черноморской береговой линии» — по две копейки за версту; и, наконец, на самом трудном и опасном участке - «по Военно-Грузинской дороге от крепости Владикавказа до города Тифлиса» - плата поднималась до трёх копеек.
«Дорожник» открывается «Изъяснением встречаемых сокращений», который не оставляет сомнений, что в момент выхода книги Кавказ представлял из себя театр боевых действий: рядом с привычными «гор. — город» и «сел. - селение» находятся: «кр. - крепость», «укр. - укрепление», «мост. укр. - мостовое укрепление», «п. - пост», «ст. - станица казачья» и т. д. В «Предуведомлении» к изданию указывается, что оно заключает в себе: «почтовые и военные, главные постовые и просёлочные дороги, пролегающие от Тифлиса и Ставрополя до губернских, уездных и окружных городов Кавказа, участковых мест, крепостей и укреплений, штабов дивизий, бригад, полков, батальонов, батарей и отдельных рот Кавказского корпуса, карантинов таможен, колоний и других мест, заслуживающих внимания в каком-либо отношении», а также «кордонные линии, как пограничные, так и внутренние, содержимые против неприязненных горцев».
На страницах «Дорожника» то и дело попадаются названия населённых пунктов, вновь ставших привычными для слуха россиян в последнее десятилетие XX века: укрепление Грозное, укрепление Хасав-Юртовское, укрепление Урус-Мартанское, укрепление Нальчик, город Кизляр... Посче выхода книги они ещё более десятилетия будут сохранять свой статус российских форпостов: активная фаза военного противостояния на Кавказе закончится только в 1864 году. Кавказская война утихнет, чтобы вновь разгореться через 130 лет.
Представляемый в Хронике экземпляр «Дорожника» является уникальным: на оборотной стороне свободного листа переднего с юр-заца он имеет владельческий ярлык с надписью, выполненной коричневыми орешковыми чернилами: «Его Императорского Высочества Великого Князя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича (в 1868 г. рожд.) - имян.». Можно с большой долей вероятности предположить, что описываемое издание принадлежало к числу учебных книг будущего императора Николая II.
Дорожник кавказский. С высочайшего разрешения, составлен в 1847 году при Генеральном штабе Отдельного Кавказского корпуса, и исправлен по последним сведениям, собранным по 1-е января 1852 года. Тифлис, типография Штаба Отделения Кавказского корпуса, 1852. [6], 112, 2,19,12 с. В переплёте тёмно-зелёного сафьяна с блинтовым и золотым тиснением на крышках и корешке. Форзацы белой муаровой бумаги. Тройной золотой обрез. 20,5x14,1 см.
Маршрутная карта Кавказского края. Составлена и литографирована при Генеральном штабе Отдельного Кавказского корпуса 1847-го года. Исправлена по 1-е января 1852 года. Литография крашена акварелью, накатана издательством на холст. 95x119,4 см. Сложена издательством до формата 19,7x13,7 см. Вложена в предохранительный картонаж с кожаным корешком. Карта и книга вложены в специальную цельнокожаную коробку. Оформление издания указывает на то, что оно входило в состав военного раздела императорских библиотек.