Альманах на 1838 год (1838 год); Утренняя заря на 1841 год (1841 год)
Любопытно, что один из лучших русских альманахов первой половины XIX века - «Утренняя заря» - своим процветанием обязан Корпусу жандармов и лично его шефу, графу Александру Христофоровичу Бенкендорфу (1781 (по другим данным 1783) -1844), который вошёл в историю отечественной словесности как один из самых непримиримых её гонителей. Секрет раскрывается просто: «Утреннюю зарю» издавал подчинённый Бенкендорфа - жандармский офицер Владимир Андреевич Владиславлев (1808 (по другим сведениям 1806) -1856).
В 1822 году поступив в Департамент полиции, Владиславлев в то же время посещал лекции профессоров историко-филологического факультета Петербургского университета. Прослушав курс и получив степень кандидата, этот просвещённый полицейский чиновник решил попытать счастья в ратном деле: в 1829 году его зачислили в Новомиргородский уланский полк, вместе с которым он прошёл Польскую кампанию, за что был отмечен наградами. Поворотным для его карьеры стал 1836 год: Владиславлева взял в адъютанты начальник штаба Корпуса жандармов Л.В. Дубельт.
Жандармский мундир не отвратил Владиславлева от его давней привязанности - литературы. Ещё на студенческой скамье он опубликовал несколько повестей, да и впоследствии регулярно помещал в различных периодических изданиях свои творения: преимущественно бивуачные рассказы и забавные бытовые зарисовки. Он был принят в кругу столичных литераторов, с ним приятельствовали А.Ф. Воейков, Н.В. Кукольник, И.И. Панаев, Н.И. Надеждин. Однако даже этих дружественных связей, конечно же, не хватило бы для составления представительного альманаха, если бы не протекция Бенкендорфа. Шеф жандармов патронировал столичную детскую больницу, и Владиславлев пообещал часть средств пустить на благотворительные цели. Немудрено, что с таким ходатаем он не знал отказа. В первой же подготовленной им книжке, названной без претензий - «Альманах на 1838 год», приняли участие ведущие российские литераторы: П.А. Вяземский, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Одоевский и др. Здесь же впервые был опубликован один из пушкинских шедевров -«Прощание»:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать...
Предприятие оказалось прибыльным, и Владиславлев начал выпускать альманахи ежегодно. Они получили общее название -
«Утренняя заря». Понимая, что для коммерческого успеха следовало соблюдать соответствие формы и содержания, предприимчивый издатель не жалел средств на оформление: иллюстрации он заказывал в Лондоне, а для печати использовал типографию своего ведомства - III Отделения, одну из лучших по техническому оснащению в России. Удачливый альманашник мог позволить себе такие расходы, так как не платил авторам: настоятельные рекомендации главы Корпуса жандармов поучаствовать в «Утренней заре» гонорара не предусматривали. Канцелярия Бенкендорфа десятками рассылала письма вроде того, что в начале 1839 года получил известный романист М.Н. Загоскин: «Милостивый государь Михаил Николаевич! Издатель альманаха «Утренняя заря» В.А. Владиславлев, которого издание, ежегодно улучшаясь, приобрело общее расположение отечественной публики и выгодные отзывы иностранных журналов как по литературному достоинству помещаемых в оном статей, так и по изяществу гравюр и по типографской роскоши, возобновляет альманах свой на будущий 1840 год, в роскошнейшем виде, в пользу Санкт-Петербургской детской больницы. По званию председателя означенной больницы, принимая с признательностью столь благотворительное приношение господина Владеславлева и желая, с своей стороны,. по возможности содействовать его предприятию, я приемлю честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, не угодно ли будет Вам удостоить участием Вашим издание его на будущий 1840 год, присовокупляя при том, что всякое приношение Ваше в сей альманах принято будет мною с искреннею благодарностью. С совершеннейшим уважением и преданностию имею честь быть Вашим покорнейшим слугой граф Бенкендорф».
На столь настойчивую просьбу трудно было не ответить, и в книжке «Утренней зари на 1840 год» появился рассказ Загоскина «Нескучное».
Литератор И.И. Панаев, достаточно близко общавшийся с Владиславлевым, так описал его в своих воспоминаниях: «Воспользовавшись ловко местом своего служения, он распространял своё издание в довольно значительном количестве. Большинство приобретало этот альманах по предписанию жандармского начальства, которое, в противоречие своим принципам, возбуждало таким образом интерес к литературе в русской публике. Все литераторы очень хорошо знали, какими средствами расходится «Утренняя заря», но такая спекуляция никого не смущала и казалась всем очень обыкновенною и понятною. Владиславлев ничего не платил за статьи и поэтому приобретал от своего альманаха довольно значительные барыши. Он стал жить открыто и завёл даже разные прихоти для удовлетворения своего тщеславия. Владиславлев имел характер грубый, и беззастенчивость его в обращении доходила иногда до наглости. Вместе с расширением своего тела и своих средств он принимал всё более важную осанку и обнаруживал крайнее самодовольствие. Он даже начал посматривать на литераторов, способствовавших так бескорыстно к увеличению его средств, покровительственно. Это отчасти происходило, вероятно, оттого, что он очень гордился своей должностью».
И публика, и критика неизменно благожелательно встречали каждую книжку «Утренней зари». Находились те, кто видел в этом следствие исключительного положения опекаемого III отделением альманаха. Так, А.А. Краевский писал другу: «"Утреннюю зарю" должно хвалить, потому что если не похвалишь, то после придётся разделываться чуть-чуть не спиною». Но в то же время вряд ли лукавил В.Г. Белинский, заявляя, что это «превосходное» издание «не имеет себе соперников».
Альманах «Утренняя заря» просуществовал до 1843 года (в распоряжении составителей Библиохроники имеется полный его комплект). В 1845 году Владиславлев был произведён в подполковники и вскоре вышел в отставку. Впрочем, вовсе сочинительства он не оставил: его «лебединой песней» стала «Памятная книга военных узаконений для штаб- и обер-офицеров» (СПб., 1851).
Альманах на 1838 год, составленный из литературных трудов Бернета, В.А. Владиславлева, П.А. Вяземского (князя), Ф.Н. Глинки, Е.П. Гребёнки, Э.И. Губера, В.И. Даля, М.Д. Деларю, И.И. Дмитриева, П.П. Ершова, П.П. Каменского, И.И. Козлова, Н.В. Кукольника, В.Ф. Одоевского (князя), И.И. Панаева, И.Я. Пожарского, А.С. Пушкина, Е.Ф. Розена (барона), Е.П. Р <остопчи> ной (г<рафи>ни), В.И. Соколовского, Н.А. Степанова, А.Н. Струговщикова, Д.Ю. Струйского, Л.А. Якубовича. Санкт-Петербург: Печатано в Военной типографии, 1838. Литографированный заглавный л., IV, 349, [2] е., 5 л. иллюстраций. Заглавный л. - литография И. Селезнёва с оригинала А. Венецианова; иллюстрации - гравюры Н. Уткина, С. Галактионова, Т. Райта, Б. Афанасьева с оригиналов В. Гау, В. Шебуева, О. Кипренского, Е. Плюшара и А. Венецианова. В полукожаном переплёте, современном изданию. На корешке - золототиснёные заглавие и орнамент. Крышки переплёта оклеены «мраморной» бумагой. 17,5x10,5 см.
Утренняя заря. Альманах на 1841 год, издаваемый В. Владиславлевым. Третий год. Санкт-Петербург: В типографии III Отделения Собственной Е.<го> И.<мператорского> В.<еличества> Канцелярии, 1841. Гравированный заглавный л. - «Утренняя заря над Бородинским памятником», 394 с., 10 л. иллюстраций - выполненных в Англии гравюр на стали с оригиналов К. Брюллова, М. Воробьёва, В. Гау, Кура, Г. Чернецова, С. Щедрина. В издательском переплёте. Форзацы синей бумаги. 17,5x11 см. На переднем форзаце экслибрис К.П. Авдеева.