Чапаев (1936 год)
Дмитрий Фурманов
Эта книга - своего рода «культовое» издание, подлинным бестселлером она стала после выхода в 1934 г. на экраны кинотеатров Советского Союза фильма «Чапаев»: легендарный комдив обеспечил огромные по тем временам тиражи. Не случайно после окончания Великой Отечественной войны и постепенного ухода «революционной романтики» из повседневной жизни советского человека популярность книги Дмитрия Андреевича Фурманова (1891-1926) упала: фильм оказался жизненнее и долговечнее печатного издания.
Д. А. Фурманов в 1919 г. служил комиссаром 25-й стрелковой дивизии, где командиром был Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Последний активно участвовал в Гражданской войне, с 1918 г. воевал на стороне красных, командовал отрядом, бригадой, а затем дивизией. Командиром был ярким, умел решать самые сложные военные задачи талантливо, эффективно и быстро. Летом 1919 г. дивизия Чапаева сыграла значительную роль в разгроме войск адмирала А. В. Колчака (1874-1920), тогда - «верховного правителя» Белой России. Чапаев погиб в бою, переплывая реку Урал. Через четыре года после его смерти вышла книга Фурманова (1923); советская критика приветствовала роман.
Однако «Чапаев» в середине 1930-х гг. - не просто популярное произведение. Это книга, которую заметил И. В. Сталин (1879-1953) и которую вождь настоятельно рекомендовал для чтения советской молодежи. Он умело использовал ее для укрепления своей единоличной, диктаторской власти. Расправляясь с соперниками, многие из которых сыграли видную роль в военных операциях Гражданской войны и борьбе с иностранной интервенцией, И. В. Сталин заменял их мифологизированными фигурами, либо деятелями, благополучно ушедшими из жизни до эпохи репрессий. В число этих фигур вошел и Чапаев, с его яркой биографией и трагически оборвавшейся судьбой.
Не случайно именно в канун «ежовщины», в 1936 г., вышло целых два издания этого романа. Первое «одето» в необычно роскошный для своего времени коленкоровый переплет с конгревным тиснением по верхней крышке, украшенный металлическим барельефом Чапаева работы скульптора П. И. Таежного (1887-1952) по эскизу художника П. П. Соколова-Скаля (1899-1961). Второе издание оказалось скромнее: красный коленкоровый переплет украшал рисунок, страниц было меньше, хотя число иллюстраций осталось прежним, не считая заставок в начале каждой главы, а также картин на форзаце. Первая образцовая типография ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига» напечатала 25 000 экземпляров.
Данное издание «Чапаева» вышло под эгидой ЦК ВЛКСМ в Издательстве детской литературы и рекомендовано для юных читателей «старего возраста», чтобы они брали пример с главного героя и беззаветно были верны делу Ленина-Сталина. Не случайно выдающийся советский педагог А. С. Макаренко (1888-1939) писал в 1937 г. об этой книге: «“Чапаев” производит, прежде всего, впечатление добросовестности. Это документальный отчет комиссара дивизии. Отчет снабжен датами, точными именами людей и селений, копиями документов и писем. Текст Фурманова на каждой странице несет в себе деловые сентенции, примечания автора, поправки, оговорки, формулировки. Ни фантазия, ни художественное преувеличение у Фурманова невозможны. Казалось бы, современный читатель и должен принять эту книгу с таким же добросовестным, узкопознавательным интересом, <…> а вообще порадоваться тому, насколько далеко ушли мы от времен гражданской войны, насколько мы выросли, поумнели, разбогатели. Такое впечатление может произвести книга, написанная с холодной добросовестностью.
Но против воли автора при чтении «Чапаева» мы раньше всего другого воспринимаем у него нечто большее, чем добросовестность. Это «нечто» главным образом и захватывает читателя, волнует его, оставляет глубочайший след в его душе, заставляет отложить в сторону сравнения, заставляет находить в Чапаеве и его бойцах грандиозное могущество, личность неизмеримой высоты, которой страстно хочется следовать, у которой нужно честно и скромно учиться. У читателя представление о нашей технике, о нашем политическом и научном знании, о высокой ясности нашего народного духа <…> остается как непременный, необходимый, мажорный фон, на котором только ярче рисуется прекрасная, родная для нас чапаевская сила».
Органичным элементом этого воздействия служат рисунки Павла Петровича Соколова-Скаля, признанного мастера исторической и батальной живописи, создателя эталонных произведений социалистического реализма. Он учился в школе-студии И. И. Машкова (1914-1918) и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1920-1922). Был председателем художественного объединения «Бытие» (с 1920) и членом Ассоциации художников революционной России (АХРР) (с 1926). Много работал как педагог и наставник начинающих живописцев - на Центральных художественных курсах АХРР (1922-1930), в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1932-1941) и др.
Наиболее известны его историко-революционные картины конца 1920-х - 1930-х гг.: «Таманский поход» (1928); «Путь из Горок» (1938), триптих «Щорс» (1938); «Взятие Зимнего дворца» (1939); «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939). Неудивительно, что такой ответственный заказ - иллюстрировать «Чапаева» - доверили именно ему.
В тот период П. П. Соколов-Скаля был уже опытным мастером книжной иллюстрации, но особенно много он трудился в этой области после Великой Отечественной войны. Наиболее известны его иллюстрации к русским былинам, сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» (обе работы - 1949).
Таким образом, иллюстрации к «Чапаеву», живые, динамичные, передающие непростые реалии Гражданской войны, сами стали ценным памятником книжной культуры эпохи 1930-х гг. Экземпляры книги, где они сохранились полностью в первозданном виде, попадаются не так уж часто.
Фурманов, Дмитрий Андреевич (1891-1926)
Чапаев. 2-е изд. М.; Л.: ЦК ВЛКСМ: Изд-во детской л-ры, 1936. 270, [2] с., 9 л. ил. 20x14,5 см. Тираж 25 000 экз.