Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси (1896-1911 годы)
Николай Кутепов
Согласно «Словарю» В.И. Даля, «охота - это ловля, травля и стрельба диких животных как промысел или забава». Но в отличие от охоты-необходимости, сопровождавшей человечество на протяжении всей истории его существования, охота-развлечение - признак многоукладного общества, достояние людей, имеющих богатство или власть. Именно «властной» разновидности охоты в России посвящено исследование Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», обыкновенно называемая в среде книжников просто - «Царская охота».
Документально «государева охота» в России прослеживается с X века. Первоначально являвшаяся лишь времяпрепровождением правителя, потехой для него и его дружины, состязанием на смелость, ловкость и выносливость - царская охота к середине XVII столетия постепенно превратилась в тщательно разработанный церемониал. Впрочем, несмотря на строгую регламентированность и даже ритуальность такой охоты, многое в её форме и содержании определялось личными пристрастиями монархов. Например, Алексей Михайлович и Екатерина II предпочитали соколиную охоту, Пётр II - псовую, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна - птичью, два Александра - Второй и Третий - любили охотиться на медведей, лосей и зубров. Из российских правителей Нового времени лишь двое отказывали себе в этом развлечении - Пётр Великий, говоривший: «Это не моя забава. И без зверей у меня есть с кем сражаться», и Александр I, слишком утончённый для жестоких радостей охотника. Обо всём этом и рассказывается в труде Н.И. Кутепова, основанном на богатейшем фактическом материале, почерпнутом в государственных и частных архивах. А ещё в книге можно найта подробные описания различных видов охоты, реестры охотничьих трофеев, характеристики охотничьего оружия и, наконец, сведения о государевых охотничьж угодьях - Измайлове, Коломенском, Царском Селе, Гатчине, Ораниенбауме, Беловежской пуще.
Изначально задуманная как малотиражное подарочное издание, «Царская охота» печаталась на казённые средства в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. Денег на оформление не жалели. Часть тиража имела «серебряные углы» - накладные окантовки из серебра, суперобложки с тиснёными российскими гербами. Известны экземпляры в коленкоровых и кожаных переплётах различных цветов. Иллюстрации по специальному заказу выполняли лучшие художники того времени - А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, И.Е. Репин и др. Для В.А. Серова, также приглашённого к участию в работе, охотничьи сценки с изображениями Петра II и Екатерины Великой стали первыми опытами в историческом жанре.
Разработку издательских переплётов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Семёновичу Самокишу (1860-1944). Следуя замысчу Кутепова, поделившего издание, согласно разработанной им периодизации царской охоты, на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления.
Верхнюю крышку первого тома, посвященного охоте русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича.
На втором томе, рассказывавшем об эпохе правления Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, художник поместил изображения шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя.
Третий том содержал материалы о конце XVII - начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплёте - два сокола, летящих из первопрестольной к «брегам Невы» и поддерживающих царскую корону.
Наконец, последний, четвёртый том, повествовавший об охоте XVIII—XIX веков, нёс на крышке переплёта герб Николая I.
Академик Императорской Академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии, Н.С. Самокиш и после смены власти в стране остался верен военной тематике. Советские критики 30-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его картине «Переход Красной Армии через Сиваш». В 1941 году Самокиш стал лауреатом Сталинской премии.
А некогда оформленный им четырёхтомник «Царская охота» оказался запрещён как воспевающий «барский быт», но при этом остался одним из выдающихся памятников российского книгоиздательства.
В наши дни реабилитированная «Царская охота» - практически неосуществимая мечта любого коллекционера-библиофила.
Кутепов Николай Иванович (1851- ?)
[Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси.] Исторический очерк Николая Кутепова. Издание иллюстрировано профессором В.М. Васнецовым и академиком Н.С. Самокишем. [В 4-х томах.] С.-Петербург, издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. Т. 1. Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век. 1896. XVI, 212 с. с иллюстрациями, картами, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 7 л. цветных иллюстраций. Т.2. Царская охота на Руси царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.1898. XXIV, 316 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 40 л. цветных иллюстраций. Т. 3. Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. 1902. XXXII, 300, 284 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 34 л. цветных иллюстраций. Т. 4. Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век. 1911. XX, 226, 289 с. с иллюстрациями, 15 л. цветных иллюстраций. В четырёх цельнокожаных издательских переплётах с золотым и полихромным тиснением на крышках и корешках. На верхних крышках 1, 2 и 3-го томов - серебряные накладные углы. Том 4-й издан без углов. Переплёт и форзацы с полихромной печатью по рисункам Н. С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тканые шёлковые закладки, прикреплённые к блокам металлизированной серебряной нитью. 37x28,2 см.