Search

Стихотворный человек

28 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси (1896-1911 годы)

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси (1896-1911 годы)

Николай Кутепов

Согласно «Словарю» В.И. Даля, «охота - это ловля, травля и стрельба диких животных как промысел или забава». Но в отличие от охоты-необходимости, сопровождавшей человечество на протяжении всей истории его существования, охота-развлечение - признак многоукладного общества, достояние людей, имеющих богатство или власть. Именно «властной» разновидности охоты в России посвящено исследование Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», обыкновенно называемая в среде книжников просто - «Царская охота».

Документально «государева охота» в России прослеживается с X века. Первоначально являвшаяся лишь времяпрепровождением правителя, потехой для него и его дружины, состязанием на смелость, ловкость и выносливость - царская охота к середине XVII столетия постепенно превратилась в тщательно разработанный церемониал. Впрочем, несмотря на строгую регламентированность и даже ритуальность такой охоты, многое в её форме и содержании определялось личными пристрастиями монархов. Например, Алексей Михайлович и Екатерина II предпочитали соколиную охоту, Пётр II - псовую, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна - птичью, два Александра - Второй и Третий - любили охотиться на медведей, лосей и зубров. Из российских правителей Нового времени лишь двое отказывали себе в этом развлечении - Пётр Великий, говоривший: «Это не моя забава. И без зверей у меня есть с кем сражаться», и Александр I, слишком утончённый для жестоких радостей охотника. Обо всём этом и рассказывается в труде Н.И. Кутепова, основанном на богатейшем фактическом материале, почерпнутом в государственных и частных архивах. А ещё в книге можно найта подробные описания различных видов охоты, реестры охотничьих трофеев, характеристики охотничьего оружия и, наконец, сведения о государевых охотничьж угодьях - Измайлове, Коломенском, Царском Селе, Гатчине, Ораниенбауме, Беловежской пуще.

Изначально задуманная как малотиражное подарочное издание, «Царская охота» печаталась на казённые средства в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. Денег на оформление не жалели. Часть тиража имела «серебряные углы» - накладные окантовки из серебра, суперобложки с тиснёными российскими гербами. Известны экземпляры в коленкоровых и кожаных переплётах различных цветов. Иллюстрации по специальному заказу выполняли лучшие художники того времени - А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, И.Е. Репин и др. Для В.А. Серова, также приглашённого к участию в работе, охотничьи сценки с изображениями Петра II и Екатерины Великой стали первыми опытами в историческом жанре.

Разработку издательских переплётов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Семёновичу Самокишу (1860-1944). Следуя замысчу Кутепова, поделившего издание, согласно разработанной им периодизации царской охоты, на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления.

Верхнюю крышку первого тома, посвященного охоте русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича.

На втором томе, рассказывавшем об эпохе правления Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, художник поместил изображения шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя.

Третий том содержал материалы о конце XVII - начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплёте - два сокола, летящих из первопрестольной к «брегам Невы» и поддерживающих царскую корону. 

Наконец, последний, четвёртый том, повествовавший об охоте XVIII—XIX веков, нёс на крышке переплёта герб Николая I.

Академик Императорской Академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии, Н.С. Самокиш и после смены власти в стране остался верен военной тематике. Советские критики 30-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его картине «Переход Красной Армии через Сиваш». В 1941 году Самокиш стал лауреатом Сталинской премии.
А некогда оформленный им четырёхтомник «Царская охота» оказался запрещён как воспевающий «барский быт», но при этом остался одним из выдающихся памятников российского книгоиздательства.

В наши дни реабилитированная «Царская охота» - практически неосуществимая мечта любого коллекционера-библиофила.


Кутепов Николай Иванович (1851- ?)
[Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси.] Исторический очерк Николая Кутепова. Издание иллюстрировано профессором В.М. Васнецовым и академиком Н.С. Самокишем. [В 4-х томах.] С.-Петербург, издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. Т. 1. Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век. 1896. XVI, 212 с. с иллюстрациями, картами, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 7 л. цветных иллюстраций. Т.2. Царская охота на Руси царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.1898. XXIV, 316 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 40 л. цветных иллюстраций. Т. 3. Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. 1902. XXXII, 300, 284 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 34 л. цветных иллюстраций. Т. 4. Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век. 1911. XX, 226, 289 с. с иллюстрациями, 15 л. цветных иллюстраций. В четырёх цельнокожаных издательских переплётах с золотым и полихромным тиснением на крышках и корешках. На верхних крышках 1, 2 и 3-го томов - серебряные накладные углы. Том 4-й издан без углов. Переплёт и форзацы с полихромной печатью по рисункам Н. С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тканые шёлковые закладки, прикреплённые к блокам металлизированной серебряной нитью. 37x28,2 см.

Предыдущая статья Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях (1895-1901 годы)
Следующая статья Полное собрание стихотворений (1896 год)
Печать
1784 Оценить статью:
4.6

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top