Полное собрание стихотворений (1896 год)
Яков Полонский
Родившийся в Рязани в небогатой дворянской семье, Полонский в 1844 году окончат юридический факультет Московского университета. В студенческие годы сильно нуждался и зарабатывал на жизнь грошовыми уроками. Закончив университет, он уехал в Одессу, где познакомился с братом Пушкина Львом Сергеевичем, затем перебрался в Тифлис, получив место чиновника канцелярии наместника М.С. Воронцова и одновременно помощника редактора газеты «Закавказский вестник». С 1851 года Полонский жил в Петербурге, в течение трёх лет в качестве гувернёра в семье А.О. Смирновой-Россет путешествовал по Европе, потом снова вернулся в Петербург, сотрудничал в некрасовском «Современнике» и редактировал «Русское слово».
Стихи Полонский начал писать рано, ещё учась в рязанской гимназии. За первым поэтическим сборником, вышедшим в 1844 году, следовали другие, но устойчивого интереса публики они не вызвали. О Полонском-поэте критики отзывались, главным образом, снисходительно-доброжелательно: «симпатичная и благородная личность» (Н.А. Некрасов), «скромный, но честный» (А.В. Дружинин). В очевидной поэтической «простоте» его творений М.Е. Салтыков-Щедрин видел «неясность миросозерцания», а И.С. Тургенев - «отблеск пушкинского изящества, свободную образность языка». Младшим современникам поэзия Полонского оказалась более созвучной. Блок, например, называл его «избранником» и «великим учителем».
Печатаясь в журналах различных направлений, Полонский отстаивал право писателя на собственную гражданскую и литературную позицию: «Наши большие литературные органы любят, чтобы мы, писатели, сами просили их принять нас под своё покровительство - и тогда только благоволят к нам, когда считают нас своими, а я всю жизнь был ничей для того, чтобы принадлежать всем, кому я понадоблюсь, а не кому-нибудь» (из письма к А.П. Чехову). Отсутствие политически окрашенных стихов в эпоху расцвета гражданской лирики для творчества Полонского естественно. «Не знаю отчего, - писал он в дневнике 1856 года, - я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения. Мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике».
В конце 80-х годов к Полонскому пришло признание. Пятидесятилетие его творческой жизни в 1887 году отмечалось почти столь же шумно, как и пушкинская годовщина.
Пятитомник, выпушенный А.Ф. Марксом за два года до смерти поэта, подводил итог его поэтической деятельности. Анонс этого издания поместила, в числе прочих, газета «Русская мысль»: «Маститый поэт занимает такое выдающееся место в русской литературе, что мы считаем невозможным входить в оценку его стихотворных произведений в коротком библиографическом отзыве... А поэтому мы ограничиваемся лишь несколькими словами оо издании г. Маркса, значительно дополненном новыми произведениями знаменитого поэта, написанными им после издания Полного собрания его сочинений в 1885-1886 г., совершенно распроданного. В новом издании г. Маркса стихотворения расположены в хронологическом порядке по времени написания их, с обозначением городов, где они написаны. В таком порядке напечатаны в первых двух томах и в начале третьего все мелкие по размерам стихотворения, начиная с годов студенчества (1840 г.) до наших дней, т. е. до 1895 года. Вторая половина третьего тома занята более крупными произведениями 50-х, 60-х и начала 70-х годов; в четвёртом томе -произведения 70-х годов и либретто оперы «Вакула-кузнец»; в пятом томе - произведения 80-х и 90-х годов... Романы и повести г. Полонского, написанные прозой, не вошли в это издание. К первому и пятому томам приложены портреты автора с его факсимиле».
«По моим стихам можно проследить всю жизнь мою», - признавался Полонский в одном из писем А.А. Фету. Марксовский пятитомник, в таком случае, - наиболее полная автобиография поэта.
Полонский Яков Петрович (1819-1898)
Полное собрание стихотворений в 5-ти томах. Издание, просмотренное автором. С двумя портретами, гравированными на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге. С.-Петербург, издание А.Ф. Маркса, 1896. Т. 1. 480 с, 1 л. портрет. Т. 2. 460 с. Т. 3. 484 с. Т. 4. 497 с. Т. 5. 495 с, 1 л. портрет. В пяти одинаковых полукожаных переплётах конца XIX - начала XX века в стиле переплётов Тарасова. Разноцветные вощёные форзацы «мраморной бумаги». Золотые головки. 19,2x13,1 см.