Веселое купанье. Воронье гнездо. Муха (1928 год)
Вильгельм Буш
«То, чем сейчас пользуются наши дети, должно быть очищено от яда, грязи, мусора. На обязанности государства лежит дальнейшее и немедленное снабжение детей новыми книгами», - писал в 1918 г. в газете «Правда» Л. Кормчий (псевдоним писателя и журналиста Л. Ю. Короля- Пурашевича, 1876-1944).
411 декретов, касающихся воспитания, образования и т. д., были подписаны за 1917-1921 гг. Массово национализировались частные издательства, в том числе выпускающие книги для детей. Выпуск детской литературы резко сократился: 428 книг в 1918 г. и всего 26 - в 1921 г. Однако новая экономическая политика привела к активизации издательской деятельности. В этот период крупнейшими производителями детских книг являлись немногочисленные частные издательства. Более того, наравне с государственными издательствами появлялись новые частные компании. В 1922 г. образовалось одно из крупнейших частных книгоиздательств «Радуга».
Его основатель - Лев Моисеевич Клячко (Клячко-Львов, 1873-1934), журналист - «король репортеров», издатель. Заняв у брата жены 5000 рублей, он приступил к изданию «Библиотеки еврейских мемуаров». Поденную работу литературного редактора выполнял К. И. Чуковский (1882-1969), который вспоминал, что «Клячко не имел представления, как неинтересны и сумбурны были многие из приобретенных им рукописей, и требовал, чтобы я скорее сдавал их в набор. Нужна была марка для еврейских мемуаров, повторяющаяся на каждом томе. Я предложил изобразить на марке Ноя, который видит радугу и простирает руки к летящему голубю. Мы так и назвали будущее мемуарное издательство “Радуга”, я познакомил Клячку с Чехониным, который и нарисовал нам Ноя с голубем и радугой. На другой день, когда у Клячко был семейный праздник (кажется, именины одной из дочерей), он немного выпил и был в благодушнейшем настроении, я прочитал ему две свои сказки, которые написал тем летом на Лахте (наряду со статьей: денежная тема в творчестве Некрасова): “Мойдодыра” и “Тараканище”. Не успел я закончить чтение, как он закричал, перебивая меня:
- Идьет! Какой идьет!
Я смутился.
- Это я себя называю идьетом. Ведь вот что нужно издавать в нашей “Радуге”! Дайте-ка мне ваши рукописи!
И он стал читать их, захлебываясь и перевирая слова. На следующий день он знал их наизусть и декламировал каждому, кто приходил к нему, “Ехали медведи на велосипеде”».
Книги Чуковского вышли в 1921 г. в «Радуге» огромными по тому времени тиражами - по 7000 экземпляров. Корней Иванович же привел к Клячко детского писателя и переводчика С. Я. Маршака (1887-1964), томик пьес которого также был немедленно издан. 1922 и 1923 гг. поэты совместно работали в «Радуге».
Издательство выпускало до 120 названий в год: произведения для детей А. Л. Барто (1906-1981), В. В. Бианки (1894-1959), Л. И. Борисова (1897-1973), Б. С. Житкова (1882-1938) и других авторов, научно-популярную, приключенческую литературу. Книги оформлялись такими художниками как Ю. П. Анненков (1889-1974), Б. М. Кустодиев (1878-1927), В. М. Конашевич (1888-1963), В. В. Лебедев (1891-1967) и др.
В 1928 г. в «Радуге» вышло три книги известного немецкого поэта и художника Вильгельма Буша (1832-1908) в переводах Самуила Маршака: «Воронье гнездо», «Веселое купанье» (переиздано в 1936, 1941 гг. Детиздатом) и «Муха». Отдельные истории мальчиков Франса и Фрица проиллюстрированы самим автором.
Вильгельм Буш, известный немецкий поэт и художник, автор популярных приключений Макса и Морица (у Маршака - Франца и Фрица), сатирических произведений «Набожная Елена» (1872), «Патер Филуций» (1873), «Плиш и Плюм» (1882) и др.
Вильгельм родился в протестантской семье, первым из семи братьев и сестер. В 1847 г. он по желанию отца поступил в ганноверский политехникум. Несмотря на отсутствие склонностей к технике, Буш проучился почти четыре года. Незадолго до выпускных экзаменов он поссорился с родителями из-за желания перейти в Академию искусств в Дюссельдорфе. В 1851 г. Вильгельм переехал в Дюссельдорф, а в 1852 г. по предложению родителей продолжил занятия живописью в Антверпене в Королевской Академии изящных искусств - оплата здесь была ниже и молодой человек имел возможность познакомиться с работами старых мастеров. Однако в 1853 г., переболев тифом, Буш вернулся в Мюнхен. Несколько месяцев Буш занимался живописью, собирал народные сказки, песни, баллады. Он планировал опубликовать собранное, но не смог найти издателя (вышли только после его смерти). Жизнь художника казалась ему настолько бесперспективной, что он всерьез обдумывал план уехать в Бразилию. Однако ему удалось найти место художника в сатирических газетах «Zeitungen Munchener Bilderbogen» и «Fliegende Blitter». Именно здесь появились персонажи Макс и Мориц, книга о которых вышла отдельным изданием в 1865 г. и выдержала 56 прижизненных изданий тиражом 430 тысяч экземпляров.
Поэтому не удивительно, что предприимчивый Клячко с удовольствием переиздал книги В. Буша в переводах С. Маршака. Окончивший четыре класса Виленской гимназии, работник аптеки, до организации издательства Клячко, по воспоминаниям К. И. Чуковского, читал стихи, «упиваясь рифмами, ритмом, закрывая глаза от удовольствия. В качестве газетного репортера он никогда не читал никаких стихов. Первое знакомство с поэзией вообще у него состоялось тогда, когда он стал издателем детских стихов - до той поры он никаких стихотворений не знал».
Несмотря на сложные финансовые отношения авторов с издателем, именно К. И. Чуковский, К. А. Федин и С. Я. Маршак по просьбе Л. М. Клячко ходили просить за издательство в Финотдел (речь шла об отсрочке в уплате 40 тысяч рублей, взимаемых с «Радуги»). Но ничего не помогло. Издательство закрылось в 1930 г., так как Наркомпрос считал его книги аполитичными и далекими от насущных проблем страны. В 1934 г. Л. М. Клячко скончался.
Буш, Вильгельм (Busch, Heinrich Christian Wilhelm; 1832-1908)
Веселое купанье. Пер. [с нем.] С. Маршака / Рис. автора. Л.: Радуга, 1928. [10] с., цв. ил. 19x14,7 см. Тираж 30 000 экз.
Воронье гнездо. Пер. [с нем.] С. Маршака / Рис. автора. [Л.]: Радуга, 1928. [10] с., цв. ил. 19х14,7 см. Тираж 30 000 экз.
Муха. Пер. [с нем.] С. Маршака / Рис. автора. [Л.]: Радуга, [1928]. [10] с., цв. ил. 19х14,7 см. Тираж 30 000 экз.