Современное студенчество (1928 год)
Давид Ласс
«А познакомился Володя Завитушкин со своей невестой в трамвае. Дней за пять до брака. Сидит он в трамвае и вдруг видит - перед ним этакая барышня вырисовывается. Такая ничего себе барышня, аккуратненькая. В зимнем пальто
Познакомились. Пошли вместе. И так у них все это быстро и без затрат обернулось, что через два дня Володька Завитушкин и предложенье ей сделал.
Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались» - так начинается рассказ Михаила Зощенко (1894-1958) «Свадьба». Законы Советской России в 1920-е гг. позволяли заключать и расторгать браки незамедлительно.
«А свою молодую супругу Володька Завитушкин еще в прихожей потерял из виду.
Сразу его, как на грех, обступили разные мамаши и родственники, начали его поздравлять и в комнату тащить... Только видит Володька - не разобрать ему, где его молодая жена. Девиц в комнате много. Все вертятся, все мотаются, ну, прямо с улицы, со свету, хоть убей не разобрать. Господи, - думает Володька, - никогда ничего подобного со мной не происходило. Какая же из них моя молодая супруга?»
Написавший в 1929 г. труд «Брак и мораль» философ Бертран Рассел (1872-1970), знакомый, кстати, с рассказом М. Зощенко, восхищался этой стороной жизни молодого государства: «Не было ни такой страны, ни эпохи в мировой истории, где и когда моральные нормы отношений между полами определялись бы с точки зрения разума, т. е. рационально, за исключением, может быть, Советской России».
«…Тут Володю Завитушкина волокут на почетное место. И рядом с ним с одного боку сажают девицу. Поглядел на нее Володька, и отлегло у него на сердце».
«Ишь ты, думает, какая. Прямо, думает, недурненькая. Без всякой шляпки ей даже лучше. Нос не так уж просится наружу».
«От полноты чувств Володя Завитушкин нацедил себе и ей вина и полез поздравлять и целоваться». Невестой, естественно, оказалась другая.
«На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.
Там даже не удивились.
- Это, говорят, ничего, бывает.
Так и развели».
Взаимоотношения полов в Советской России в первой трети ХХ в. на фоне послереволюционной «свободы» играли исключительно важную роль. Проводились исследования, писались научные труды.
«Приступая к чтению книги Ласса, жаждешь узнать, как обстоит у нас с вопросом полового быта, являемся ли мы свидетелями его оздоровления или этот быт так глубоко и прочно укоренился в прошлом, что для него Октябрь еще не наступил?» - ободрял читателя в предисловии к исследованию Д. И. Ласса «Современное студенчество (Быт, половая жизнь)» профессор В. М. Броннер (1876-1937).
Вольф Моисеевич Броннер - директор Государственного венерологического института и заведующий иностранным отделом Наркомата здравоохранения СССР. «В напряженной борьбе за новую жизнь, в борьбе за выполнение директив партии о снижении заболеваемости, в борьбе за выполнение и перевыполнение плана, - писал В. М. Броннер, - каждое заболевание венерической болезнью должно быть осознано заболевшим как вредящее этой борьбе». В 1937 г. он был арестован и обвинен в шпионаже и участии в террористической организации, спустя два года расстрелян.
Решение полового вопроса государственного масштаба поддерживалось в первую очередь высказываниями классиков, например, Ф Энгельса (1820-1895): «...в каждом крупном революционном движении вопрос о “свободной любви” выступает на первый план. Для одних это - революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми, для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной». К. Маркс (1818-1883) отмечал, что «любовная страсть... не может быть сконструирована a priori, потому что ее развитие есть действительное развитие, происходящее в чувственном мире и среди действительных индивидуумов». В. И. Ленин (1870-1924) соглашался: «Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции». И тут же - «...кажущаяся революционность в половом вопросе некоторых коммунистов является разновидностью доброго буржуазного дома терпимости».
Особое внимание уделялось изучению молодежи. За короткое время было проведено несколько социологических исследований: венеролога М. А. Членова (1871-1941) «Половая перепись московского студенчества» (1907), И. И. Гельмана «Половая жизнь современной молодежи: Опыт социально-биологического исследования» (1923) и др.
В течение 1920-х гг. с помощью анкет были опрошены студенты и молодежь Москвы, Одессы, Казани, Саратова, Харькова. Одновременно опрашивались школьники, проститутки, больные венерическими заболеваниями и т. д.
Быт и половую жизнь одесских студентов Ласс исследовал по следующим параметрам: социально-общественный облик современного студенчества; быт одесского студенчества; начало половой жизни студенчества; половая конституция студенчества; половые уклонения и извращения; взгляды студенчества на вопросы пола.
Один из важнейших вопросов, стоявший перед ученым, - «как отразилась на половой сфере мужчин и женщин революция». Опрос проводился «на рубеже 9-й годовщины революции», в которой «большая часть анкетируемых не принимала активного участия. и сублимирующее влияние ее не могло проявиться в должной мере на нашем материале в столь яркой форме, как оно могло отразиться на студенчестве первых лет революции».
Из общего числа ответивших мужчин изменение полового чувства под влиянием революции и гражданской войны отметило 48,8%, в женской среде 27,4%. «По-видимому, революция и гражданская война на нашем студенчестве, только формировавшемся в это время, отразились значительно слабее».
Больший процент женщин (чем мужчин), не любящих семейную жизнь (16,1% против 8,5%), объясняется в том числе тем, что «многие женщины отдались всецело общественной работе, к которой им был открыт доступ с момента революции, и этой деятельности принесли в жертву свою личную жизнь».
Еще одно серьезное воздействие исторических событий на половое чувство, согласно исследованию, заключается в том, что «половая жизнь современного студенчества начинается раньше, нежели студенчеством первых лет революции. Обстоятельство это заслуживает самого серьезного влияния педагогов и врачей».
По результатам работы сделан вывод, что «наша молодежь еще не отрешилась от средневекового взгляда на женщину как на объект наслаждения».
Среди способов разрешения половой проблемы профессор Д. И. Ласс видит, в первую очередь, улучшение материального благополучия студенчества, улучшение жилищных условий; во-вторых, систематические курсы лекций по половой гигиене (и организация консультации при поликлиниках); в-третьих, распространение занятий физкультурой.
«Чем скорее покроется наш союз сетью сексологических обществ, - писал Д. И. Ласс, - тем быстрее мы продвинемся к разрешению этой проблемы. Прекрасной предпосылкой для этого является наш строй, раскрепощающий отношения полов».
Ласс, Давид Исаакович
Современное студенчество (Быт, половая жизнь). Предисл. проф. Броннера. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. 216 с. 24х16 см. Тираж 5000 экз.