Виды самых интересных церемоний Коронации Императора Николая I и Императрицы Александры (1828 год)
Празднества по случаю коронации Николая I и его супруги Александры Фёдоровны продолжались в общей сложности около двух месяцев: с конца июля 1826 года, когда император прибыл в Москву, и до конца сентября, когда императорская семья покинула древнюю столицу. По сложившейся традиции заключительным актом коронационного сценария явился большеформатный альбом литографий, вышедший в Париже на французском языке в 1828 году и запечатлевший наиболее важные моменты происходивший событий.
Начинался альбом с обращения его составителя Анри Графа к Николаю I, где августейшему заказчику выражалась благодарность за оказанную высокую честь сохранить для потомства память о «величественных торжествах» по случаю священнейшего его коронования. Здесь же содержались уверения в «скрупулёзной точности» выполненных изображений. Следующие две страницы альбома заняли перечень публикуемых литографий и подписной лист из 187 фамилий, расположенных в алфавитном порядке. В списке лиц, подписавшихся на это издание, оказались члены императорской семьи, представители русской, французской, польской и прусской знати, именитые российские и европейские книготорговцы.
Изобразительную часть альбома предварял очерк «Церемонии коронации Их Императорских Величеств», раскрывавший содержание представленных видов. Титульный лист свидетельствовал, что виды эти были «рисованы на местах лучшими художниками страны», литографированы в Париже Луи Куртеном и Виктором Адамом, отпечатаны в литографической мастерской Готфрида Энтельмана, а вышел альбом в знаменитом издательском доме «королевского типографа» Фирмена Дидо. И панегирический тон вступительной статьи, и подбор сюжетов, и роскошь издания, осуществлённого признанными законодателями европейской книжной моды, заставили исследователей прийти к выводу, что альбом был выпущен на средства российской казны. Всего в альбом вошло 14 листов литографий:
- «Отъезд Императорской фамилии из Петровского дворца в Москву»;
- «Объявление о коронации на Красной площади в Москве»;
- «Церемониальное шествие в Успенский собор» (4 фрагмента на двух листах);
- «План Кремля 1826 года с маршрутом Императорского кортежа»;
- «План Кремля в царствование Петра I»;
- «План Успенского собора»;
- «Церемония коронации»;
- «Выход из собора»;
- «Возвращение Императорской фамилии в Кремлёвский дворец»;
- «Императорские регалии, штандарт и троны предков Его Императорского Величества»,
- «Праздник, данный народу Его Императорским Величеством»;
- «Депутация мусульман с Кавказа»;
- «План прохождения Императорского кортежа в Кремле», «Вид одного из столов, накрытых для народа на Девичьем поле»,
- «План сооружений, воздвигнутых для народного праздника»;
- «Отъезд Императорской фамилии из Москвы».
Большая часть изображений посвящена главному событию коронационного сценария -венчанию на царство Николая I и Александры Фёдоровны, совершённому митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом в Успенском соборе Кремля 22 августа 1826 года. Среди сюжетов, выбранных художниками для увековечивания этого дня, и церемониальное шествие в Успенский собор, и столь же торжественное возвращение в Кремлёвский дворец, и планы Кремля, и государственные регалии, и троны, на которых восседала императорская чета во время коронования. Сам обряд венчания на царство (возложение на голову императора короны, миропомазание, чтение молитвы и прочие составляющие «чин действия») остался за рамками альбома. На литографии, озаглавленной «Церемония коронации», оказался представлен куда более важный в политическом отношении момент: поздравительное объятие Николая I и его отрёкшегося от престола брата великого князя Константина Павловича, что должно было продемонстрировать мир в царской семье, служивший залогом мира и спокойствия в государстве.
Другим событием, запечатлённым в альбоме, явился народный праздник на Девичьем поле, состоявшийся 16 сентября и завершавший коронационные торжества. Специально для этого дня на большом пространстве у Новодевичьего монастыря были построены разного рода сооружения. На планах отмечены павильоны для императорской фамилии и высших военных и гражданских чинов, галереи для зрителей всех классов, каскады с пивом и водами, фонтаны с белым и красным вином, балаганы, цирк, где давали представление наездники и канатные плясуны, и даже амфитеатр, чтобы наблюдать поднятие в воздух аэростата. Приготовленные для народа яства располагались на 240 столах, десяти саженей (более двадцати метров) каждый. В текстовой части альбома содержалось подробное описание блюд, приготовленных для народа: «В центре каждого стола был зажаренный целиком баран с позолоченными рогами, посеребрённой головой и туловищем, покрытым красным камчатным полотном. По обе стороны от него - ваза, вмещавшая два ведра пива, сладкий пирог в форме цветочного горшка с розами, яблочный пирог; в позолоченных и посеребрённых корзинах жаркое, состоявшее из 30 кур, 4 птиц и 4 уток, затем ваза, содержавшая два ведра прохладительных напитков, маленький дубок, увешанный сливами, два окорока, маленькая берёза с подвешенными грушами, блюдо холодца, маленький дубок с яблоками и, наконец, 60 фунтов варёного мяса. На каждом столе было 100 калачей и 40 ситных хлебов».
А. С. Пушкин, приехавший в Москву из ссылки 8 сентября 1826 года и заставший коронационные торжества, писал П. А. Осиповой-Вульф в Тригорское: «Сегодня, 15 сентября, у нас большой народный праздник - версты на три расставлено столов на Девичьем Поле. Пироги заготовлены саженями, как дрова; так как пироги эти испечены уже несколько недель назад, то будет трудно их съесть и переварить их, но у почтенной публики будут фонтаны вина, чтобы их смочить, - вот злоба дня». Среди очевидцев, которые оставили воспоминания об этом празднике, французский писатель Ж.-А. Ансело, сопровождавший на коронационных торжествах представителя Франции - маршала Огюста де Мармона. В его мемуарах подробно рассказывалось, как проходило народное угощение и чем оно закончилось: «Накрытые столы отличались невероятным обилием всевозможных блюд и возбуждали алчность толпы, которая, удерживаемая верёвочной оградой, с нетерпением ждала момента, чтобы наброситься на приготовленные для неё яства. Наконец появился император на коне и императорская фамилия в экипаже; они дважды объехали поле. Как только они заняли места в предназначенном для них павильоне и царь произнёс: «Дети мои, всё это для вас!» - двести тысяч человек ринулись к столам. ... Всё, что можно было съесть или унести, было расхватано, разобрано и поглощено с невообразимой стремительностью. После этого они набросились на фонтаны, извергавшие потоки вина, и все, кто мог дотянуться до них, напились вина так, что полностью утратили человеческий облик. Тем не менее плясуны на канате и наездники собрали немало любопытных, в то время как на другом конце поля наполнялся газом огромный шар, который должен был подняться в воздух. Однако, едва оторвавшись от земли, он лопнул, и то удовольствие, какое предвкушали зрители, исчезло в густом чёрном дыму. Но и это ещё не всё! Осевшее полотно накрыло множество людей, которые из-за давки не смогли отбежать в сторону, а теперь не могли выбраться из-под гигантского савана, пока не разорвали его в клочья под улюлюканье окружающих. До этих пор отвратительное зрелище дележа дармовой добычи было не менее удручающим, чем то, что каждый год можно наблюдать в Париже на Елисейских Полях, но вскоре беспорядок принял более серьёзный оборот. Поняв слова императора «всё это для вас» буквально, толпа стала карабкаться на возведённые для благородной публики павильоны и амфитеатры со стульями и креслами, предоставленными городскими властями. Ещё не вся публика успела покинуть эти хрупкие строения, как чернь начала овладевать банкетками и стульями и срывать драпировку и украшения, невзирая на вмешательство гвардии и полицейских, которые, с самого утра орудуя кнутами, могли оказывать лишь слабое противодействие. Не довольствуясь мебелью, народ, чья алчность разжигалась опьянением, стал крушить помосты, раздирая их на части и вырывая друг у друга доски, когда прибыл извещённый о беспорядках полицеймейстер генерал [Д. И.] Шульгин во главе эскадрона казаков. Однако все их старания и жестокие наказания грабителей по-прежнему не приносили успеха. Тогда генерал призвал пожарных, располагавшихся на краю поля, и вскоре, преследуемые казаками и опрокидываемые струями воды, разбойники отступили».
Впрочем, ни сцены беспорядков на Девичьем Поле, ни другие происшествия, столь характерные для подобных массовых действ, в альбоме отражения не нашли. Это богатое, помпезно оформленное, явно пропагандистское издание было призвано «презентовать» Европе нового российского императора - могущественного, просвещённого, поддерживаемого армией, церковью, государством, всеми сословиями и народами обширнейшей империи. Казалось, коронационный альбом Николая I излучал ту самую «надежду славы и добра», о которой в год его выхода сказал в своих «Стансах» Пушкин. И ничто не предвещало, что столь пышное начало нового царствования три десятилетия спустя завершится столь бесславно, а страна, в столице которой «Виды самых интересных церемоний коронации императора Николая I» увидели свет, будет в это время находиться в состоянии войны с Россией.
Vues des ceremonies les plus interessantes du Couronnement de Leurs Majestes Imperials L'Empereur Nicolas I et L'lmperatrice Alexandra a Moscou. Dessinees sur les lieux par les meilleurs Artistes du Pays. Lithographiees a Paris par M.M. <essieurs> L. Courtin et V. Adam, et imprimees par Engelmann et Co. Paris: Imprimerie de Firmin Didot, imprimeur du Roi, 1828. [Виды самых интересных церемоний Коронации в Москве Их Императорских Величеств Императора Николая I и Императрицы Александры. Рисованы на местах лучшими художниками страны. Литографированы в Париже Г.Г. <осподами> Л. Куртеном и В. Адамом и напечатаны Энгельманом и Компанией. Париж: Типография Фирмена Дидо, королевского типографа, 1828 - фр.] 1 л. титул, 1 л. посвящение, 1 л. перечень изображений и имён подписчиков, 14 с., 14 л. литографий, проложенных папиросной бумагой. В полукожаном переплёте конца XX века, имитирующем переплёты середины XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Вдоль корешка и на углах золототиснёные рамки. В нижней части корешка вытисненные золотом место и дата издания. Посередине верхней крышки переплёта восьмиугольный ярлык зелёной кожи с золототиснёным названием на французском языке. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 71х51 см.