Водный путь от Томска до Омска (1891 год)
Поездка по восточным и центральным областям Российской империи завершала девятимесячное путешествие великого князя Николая Александровича, предпринятое в 1891 году по решению императора Александра III для углубления образования наследника престола. Посетив Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию, цесаревич должен был на лошадях пересечь всю Россию, дабы своими глазами увидеть огромные территории, которыми ему предстояло управлять, и познакомиться с народами, их населяющими. Часть пути - от Томска до Омска - ему надлежало проделать по воде, преодолев 2860 вёрст по рекам Томь, Обь и Иртыш.
Представленный в Хронике «Путеводитель к путешествию Государя Наследника-Цесаревича. Водный путь от Томска до Омска» содержит подробное описание всех населённых пунктов, которые мог наблюдать с борта парохода августейший путешественник. Книгу открывает краткая справка: «Начало пароходства по рекам Западной Сибири было положено в 1844 году. От Томска до Тобольска водой считается около 2000 вёрст, а до Омска до 3000. Пространство от Томска до Тобольска, которое пассажирские пароходы проходят в 8 суток, имеет всего 8 пристаней, так что пароходы пристают раз в сутки. Точных данных о расстояниях между важнейшими населёнными пунктами этого длинного пути не имеется, и они определяются приблизительно. Пароход, идущий из Томска в Тобольск или обратно, находится в весьма невыгодных условиях. Он всё время не может дать о себе никаких сведений вследствие отсутствия берегового телеграфа, из-за чего своевременная помощь не всегда может быть подана. Местное население состоит преимущественно из инородцев, сохранивших во многом первобытное устройство и простоту жизни. Береговое население судоходных рек Западной Сибири относится к пароходам по большей части очень дружелюбно, так как они, употребляя для топки исключительно дрова, доставляют ему заработок. Цена дров колеблется, смотря по местности, от 1 до 5 рублей за погонную сажень. Навигация в Западной Сибири начинается в 20-х числах апреля. Продолжительность одного рейса пассажирского парохода (от отправления до обратного прибытия) колеблется по Томской линии от 18 до 20 дней, а по Семипалатинской от 22 до 24 дней. Представляя путешественнику наглядное понятие о природе севера азиатского материка и знакомя с жизнью его отдалённых обитателей, Обский путь возбуждает, несомненно, глубокий интерес. Постепенно, из года в год, развитие пароходства и торговли обещает в недалёком будущем значительно оживить этот пока ещё пустынный край и увеличить его население».
«Речной круиз» цесаревича по Западной Сибири начался 6 июня 1891 года, в 12 часов 10 минут, когда украшенный флагами и зеленью пароход «Николай» с великим князем на борт)7 под прощальные крики томичей отвалил от городской пристани. Несколько позже к нему присоединились пароход сопровождения «Казанец» и зафрахтованный жителями Томска «Нижегородец», на котором, как писалось в газетных отчётах, находились «представители общества и некоторые дамы», решившие проводить высокого гостя до границ города. Плавание проходило спокойно. Идя вниз по течению Томи, а потом Оби, «Николай» и «Казанец» делали от 20 до 22 вёрст в час. Но и позже, поднимаясь по Иртышу, пароходы поддерживали скорость от 15 до 18 вёрст. Везде, даже там, где остановки предусмотрены не были, на берегах маленькую эскадру ожидали восторженные толпы. Люди приезжали со всей округи и по несколько дней жили под открытым небом, чтобы хоть издалека посмотреть на «царского сына». На пристанях путешественников встречали местные власти, духовенство с хоругвями и депутации с подарками. Так, во время одной из стоянок местные дамы преподнесли Николаю Александровичу берестяные корзину и коробочку, мещанин Тетюнин подарил 10 соболей с просьбой передать государыне императрице, некая женщина вручила полотенце, вышитое ею 30 лет назад, крестьяне привели живого оленя, а остяки - несколько лисиц. Как указывалось в отчёте о поездке, дары были милостиво приняты, но живые звери оставлены на пристани. Один рыбак, заметив великого князя на мостике, встал в лодке во весь рост и поднял над головой огромного осетра. По приказанию цесаревича «Николай» замедлил ход, крестьянина подняли на палубу, и тот смог вручить своё подношение. Плавание продолжалось 8 дней и завершилось 14 июня, ровно в 4 часа пополудни, когда «Николай» спустил трап на омскую пристань. Отмечая отличные организацию и порядок во время поездки, великий князь наградил пароходовла-дельца Гадалова, которому принадлежали «Николай» и «Казанец», ценным перстнем и портретом с надписью, а капитанов, офицеров, машинистов и матросов - денежными подарками.
Во время путешествия случился примечательный эпизод. На стоянке в Тобольске Николай Александрович посетил местный музей и ударил там в знаменитый «карнаухий» колокол. Легенда гласила, что звон этого колокола известил жителей Углича о смерти царевича Димитрия и спровоцировал тем кровавые беспорядки. Борис Годунов приказал наказать виновного: колокол лишили «ушей» и сослали
в Тобольск. В 1837 году, во время поездки по России, услышать его голос захотел великий князь Александр Николаевич, будущий импе-
бомоы народовольца. Кто знает, вспоминал ли последний русский царь несчастливый для правителей России колокол, когда в 1917 году вновь оказался в тех же местах?
А в наши дни одним из немногих напоминаний об этом плавании является небольшая изящная книжица - «Водный путь от Томска до Омска». Предназначавшаяся для великого князя и его свиты, она была подготовлена Статистическим комитетом Министерства внутренних дел и отпечатана ограниченным тиражом.
Водный путь от Томска до Омска. Путеводитель к путешествию Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Составлен Статистическим Комитетом М.В.Д. С.-Петербург. 1891. VI, 69 с, 1 л. - цветной «План города Тобольска», 1 л. - подкрашенная карта рек Западной Сибири (формат 73,5x41,9 см, сложена до формата книги). В цельнокожаном издательском переплёте. На верхней крышке тиснённые золотом заглавие и двуглавый орёл. Золототиснёное заглавие на корешке. Цветные печатные форзацы. 21,8x13,8 см.