История храма Христа Спасителя в Москве (1891 год)
Михаил Мостовский
Судьба храма Христа Спасителя трагична. Грандиозное сооружение, превысившее колокольню Ивана Великого в Кремле, строилось более 40 лет, примерно столько же прослужило одной из главных московских достопримечательностей, а затем было разрушено.
Решение воздвигнуть храм-памятник в честь воинов, спасших Россию от наполеоновского нашествия, принял в 1812 году Александр I. Разработанный архитектором А.П. Витбергом проект получил высочайшее одобрение, на Воробьёвых горах торжественно заложили первый камень, но место, выбранное для строительства, оказалось неудачным, и от реализации замысла пришлось отказаться. В сентябре 1839 года митрополит Филарет в присутствии императора Николая I и наследника престола Александра Николаевича освятил вторую закладку храма в самом центре Москвы, на Волхонке, уже по новому проекту, предложенному архитектором К.А. Тоном. Только в 1881 году при Александре II завершились строительные и отделочные работы, а торжественное освящение храма, приуроченное к коронации Александра III, состоялось двумя годами позже.
Над созданием величественного собора трудились известные архитекторы, скульпторы, художники: А.И. Резанов, И.И. Свиязев, А.С. Каминский, А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский. Его внутреннее пространство, выполненное в «русско-византийском» стиле, окаймлялось круговой галереей, где были помещены мраморные доски, посвященные всем крупным сражениям войны 1812-1814 годов: при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Лейпциге...
Неуклонное разрушение храма началось в 1918 году, когда, согласно декрету Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства, прекратилось выделение казённых средств на его содержание. Организовавшееся тогда же Братство храма Христа Спасителя, пытавшееся предотвратить гибель собора, просуществовало недолго, и 5 декабря 1931 года по решению Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК он был взорван.
Ныне храм Христа Спасителя восстановлен. Его третья закладка произошла 8 января 1995 года. Максимальное архитектурное и декоративное соответствие вновь возведённого собора прежнему, уничтоженному, во многом оказалось возможным благодаря книге Михаила Степановича Мостовского. Преподаватель географии в 3-й московской реальной гимназии, автор учебника «Приготовительный курс всеобщей географии» (Москва, 1863), он состоял правителем канцелярии Комиссии по построению храма Христа Спасителя.
Первое издание труда Мостовского под названием «Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» вышло в 1883 году. В нём излагалась история строительства собора, фиксировались все его архитектурные и скульптурные элементы, перечислялись сюжеты фресок и икон как центральной части, так и двух приделов - свт. Николая Чудотворца и святителя Александра Невского. Имея отношение к финансовым вопросам, обсуждавшимся комиссией, Мостовский включил в своё описание даже суммы, выплаченные художникам и скульпторам, например: «Нижний ряд: при арке больших средних врат Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Исполнил Логановский за 35 тысяч рублей». Или: «На южной стене: изображение апостола Архипа, память которого 19-го февраля (день восшествия на престол императора Александра II). Исполнил художник Сорокин за 3120 рублей».
В Хронике представлено четвёртое издание книга. Дополненное, иллюстрированное фототипиями, в цельнокожаном переплёте с тройным красным обрезом и вощёными форзацами бумаги «павлиний глаз», оно вышло в 1891 году. С содержательной стороны это издание ценнее первого: в частности, в нём имеется описание коронации Александра Ш, составной частью которой явилось освящение храма Христа Спасителя.
И сегодня труд Мостовского предстаёт самым полным сводом сведений о храме Христа Спасителя, а его сокращённый вариант - до сих пор единственное издание об истории собора, которое можно купить в книжной лавке при входе в храм.
Мостовский Михаил Степанович
История Храма Христа Спасителя в Москве. Составил по поручению Комиссии для построения Храма Правитель её Канцелярии М.С. Мостовский. Издание четвёртое, дополненное описанием главного коридора Храма как исторического памятника Отечественной войны 1812 г. Москва, Типография М.Г. Волчанинова, 1891.241 с, 10 л. иллюстраций - фототипии. В цельнокожаном издательском переплёте с бархатными вставками на крышках. Форзацы вощёной «мраморной» бумаги. 16,2x12,4 см. Существовало несколько разновидностей издательских переплётов: из бархата, коленкора, кожи - все с однотипным тиснением золотом на верхних крышках и корешке.