Война русского народа с Наполеоном 1812 года (1910 год)
Иван Божерянов
В соответствии со сложившейся в России начала XХ века традицией проведения больших общенациональных торжеств столетний юбилей Отечественной войны 1812 года сопровождался множеством благотворительных мероприятий: балами в пользу детей-сирот, сбором пожертвований на вспомоществование увечным воинам, публикацией книг, доход от которых направлялся больницам или приютам. Одним из первых таких благотворительных изданий, увидевших свет в преддверии столетия Отечественной войны, явился богато оформленный том «Война русского народа с Наполеоном 1812 года». Он вышел в 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Общества попечения о бесприютных детях. Деньги, полученные от его продажи, предполагалось пустить на «покрытие расходов по постройке санатория при приюте Имени Ея Императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны для слабосильных детей приюта, в числе которых призреваются и сироты павших воинов».
Конечно же, не случайно автором книги, заказанной для поддержки заведения, носящего имя члена августейшей семьи, стал Иван Николаевич Божерянов, литератор-монархист, входивший в окружение историографа романовской династии великого князя Николая Михайловича. На рубеже XIX и ХХ столетий Божерянов являлся одним из самых известных и плодовитых российских писателей-популяризаторов. Его перу принадлежало множество трудов на самые разнообразные темы – от истории Большого театра и обзора книгопечатания в России до биографий великой княгини
Екатерины Павловны и императрицы Александры Фёдоровны. При этом военная история была для Божерянова предметом отнюдь не посторонним: прежде чем прослушать курс наук в Санкт-Петербургском университете и отдать дань государственной службе в таможенном департаменте и министерстве иностранных дел, он окончил Николаевское кавалерийское училище – одно из лучших военных учебных заведений императорской России.
Именно оттуда он вынес монархические взгляды, пафос просвещённого патриота- державника и знание военной истории, столь пригодившиеся ему при создании труда о 1812 годе. Восхищение автора перед описываемыми им событиями прорывается уже на первых страницах книги в обращении к читателям: «Всё великое пробуждает чувство восторга и даёт картинам и рассказам национальной истории огромное воспитательное значение. Патриотизм в войну 1812 года объединил все слои русского общества… Память о великих подвигах русского воинства, которому Россия обязана своим спасением, а Европа освобождением от ига Наполеона, – не только не угасла, но ещё сильнее и ярче, ещё рельефнее выступает перед нами, чем ближе мы приближаемся к столетию 1812 года».
Однако сама история наполеоновского нашествия на Россию изложена в книге предельно чётко, логично и изобилует деталями, свидетельствующими о хорошем знании и, что немаловажно, понимании рассказчиком предмета повествования. Вот как, к примеру, Божерянов описывает подготовку к русской кампании корпуса маршала Даву – одного из наиболее боеспособных в Великой армии: «В тактическом и административном отношении 1-ый корпус маршалу Даву был лучшим, чем располагала Франция, после императорской гвардии. Это были отборные солдаты под командой опытных боевых генералов, имена которых постоянно встречаются на страницах истории наполеоновских войн. Даву был лучшим военным администратором Франции. Свой корпус он называл подвижной колонией, которую можно было перенести в любую страну, и она везде нашла бы средства существовать и действовать. “В каждой роте есть портные, сапожники, каменщики, хлебопёки, оружейники, словом всякие рабочие,” – писал Даву Наполеону. Эти отборные войска были в самых широких размерах снабжены всем необходимым. “Нам придётся действовать в скудной стране, – говорил Наполеон, – которую, по всей вероятности, неприятель опустошит, и мы должны быть готовы во всём обходиться собственными средствами.” Никогда ещё армия Наполеона не брала с собой такого огромного запаса провианта. Каждая часть должна была иметь при себе двадцать пять дневных рационов на каждого солдата. Кроме того, провиант следовал за войсками в виде целых стад волов, тащивших фуры. Когда фуры доставлялись на место, волов убивали, и войска таким образом были обеспечены свежей говядиной. Армия везла с собой двадцать восемь миллионов бутылок вина и два миллиона бутылок водки. А в виде резерва на Висле были устроены запасные магазины, из которых четыреста тысяч человек могли кормиться целый год. Зерно для хлеба и фураж для конницы рассчитывали иметь на месте, для чего поход предполагалось начать в июне, так что разгар кампании должен был прийтись на время сбора жатвы. Для перемола зерна в муку были заказаны особые ручные мельницы, которые должен был иметь при себе каждый полк. Если все эти меры предосторожности не избавили солдат Наполеона от необходимости питаться кониной, начиная с четвёртого и даже с третьего месяца кампании, то причиною этого являлся отнюдь не недостаток предусмотрительности, а наоборот, избыток последней привёл к тому, что предприятие быстро переросло границы технической осуществимости. Лошади, а в особенности волы, падали тысячами, и в результате войска не получали ни самих волов, ни того, что было в везомых ими фурах. Оставалось одно: везти фураж для обозов в готовом виде. Но тогда являлась новая задача – о прокормлении тех, кто вёз этот фураж. И так далее, до бесконечности».
Оформил книгу Л. Е. Дмитриев-Кавказский (1849–1916). Выпускник Императорской Академии художеств по классу гравирования, он в 1882 году получил звание академика за офорты с картин И. Е. Репина, Рубенса и Рембрандта. Заведовал художественной частью журналов «Ласточка» и «Всемирная иллюстрация». Был одним из учредителей «Товарищества русских иллюстраторов». Для «Войны русского народа с Наполеоном» Лев Евграфович выполнил рисунок для лицевой крышки переплёта, а также заставки, буквицы и концовки. Остроумные по замыслу и виртуозные по технике исполнения, они органично дополнили использованные в книге изобразительные материалы конца XVIII– начала XX века, объединили разнородный зрительный ряд, задали ему ритм и превратили издание в маленький шедевр книжного искусства.
Издание было организовано Обществом попечения о бесприютных детях. Возникшее в 1898 году по инициативе действительного статского советника М. И. Михельсона (1825– 1908) и его дочери О. М. Михельсон (1857–?), Общество в 1906 году открыло Приют имени великой княжны Марии Николаевны (Мариинский приют). Первыми его воспитанниками стали около двухсот детей в возрасте от года до восьми лет, оставшиеся сиротам после русскояпонской войны. Впоследствии приют был расширен. К началу Первой мировой войны число его обитателей достигало семисот пятидесяти. В 1910 году Общество приступило к постройке санатория близ Сестрорецкого курорта для «слабых детей» приюта. Средства от продажи «Войны русского народа с Наполеоном» как раз и предполагалось направить на строительство санатория. Тогда же совет Общества обратился к жителям Санкт-Петербурга с воззванием: «Придите же, добрые люди, на помощь Обществу! Помогите ему избавить побольше бедных детей от страданий голода! Вспомните, как дороги и приятны были вам поцелуи матери и нежные ласки отца! Представьте себе, чего лишены эти маленькие сироты, и уделите из ваших средств посильную лепту этим невинным обездоленным существам, памятуя слова Спасителя: “Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, не потеряет награды своей”».
Деньги для санатория были собраны: в 1912 году он принял первых маленьких пациентов. Его здание, построенное на благотворительные взносы и пожертвования петербуржцев, сохранилось до наших дней. Сегодня в нём располагается детский реабилитационный центр, который, таким образом, является своеобразным памятником и переставшему существовать в 1918 году Обществу попечения о бесприютных детях, и предпринятому им изданию «Война русского народа с Наполеоном».
Божерянов Иван Николаевич (1852–1919)
Война русского народа с Наполеоном 1812 г.<ода> Под редакцией: обложка и рисунки Л. Е. Дмитриева-Кавказского, текст И. Н. Божерянова. Издание Общества попечения о бесприютных детях на покрытие расходов по постройке санатория при приюте. Санкт-Петербург: Типография А. Бенке, 1910. 1 л. фронтиспис – портрет императора Николая II, 1 л. титул, [4], IV, 132 с. с иллюстрациями, 15 л. иллюстраций. В издательском коленкоровом переплёте. На верхней крышке цветная цинкография работы Л. Е. Дмитриева-Кавказского. На корешке тиснённое золотом заглавие. Форзацы чёрной бумаги. Тройной мраморированный обрез. 41,5х31,5 см. Прекрасно иллюстрированное издание: 182 иллюстрации в тексте и 15 на отдельных л. Заставки, буквицы и концовки, мастерски выполненные Л. Е. Дмитриевым-Кавказским в технике цинкографии. Одно из наиболее известных иллюстрированных изданий, посвящённых Отечественной войне 1812 года. В редкой сохранности.