Воспоминания на флоте (1818-1819 годы)
Павел Свиньин
Одной из ярких страниц насыщенной событиями жизни литератора, художника и коллекционера Павла Петровича Свиньина (подробнее о нём см. настоящий выпуск Библиохроники: Павел Свиньин. Заметки о России) явилось участие в Средиземноморском походе русского флота под руководством Д. Н. Сенявина. Известный историк Е. В. Тарле в книге «Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805-1807)» (1954) писал: «Экспедиция эта была прежде всего вызвана очень обдуманным и правильным стремлением России обеспечить надёжную оборону черноморских берегов от явно угрожающего им в более или менее близком будущем нападения французских военно-морских сил... После того как под давлением англичан Наполеону пришлось отказаться от упрочения своей власти в почти уже завоёванном им Египте, Французская империя рассматривала занятые ею Ионические острова и южноитальянские владения как главную базу будущих военных предприятий против Турции, которую предполагалось заставить войти в союз и тем самым открыть Наполеону доступ в Чёрное море и южную Россию. Таким образом, Д. Н. Сенявину в 1806 году поручалась высокая и крайне важная миссия... Сенявин достиг этой цели: турки потерпели ряд поражений на море, французы потерпели в свою очередь поражения на западном берегу Балканского полуострова». Свиньин, бывший не столько участником, сколько свидетелем той кампании, решил стать её летописцем и через десять лет опубликовал свои записки, которые он - человек сугубо гражданский, переводчик в штате Министерства иностранных дел - скромно озаглавил: «Воспоминания на флоте». С 1816 года свиньинские мемуары печатались в журналах «Сын отечества», «Пантеон славных российских мужей» и «Вестник Европы», а в 1818-1819 годах увидели свет три части отдельного издания. В предисловии к нему автор писал: «По желанию многих почтенных особ я предаю тиснению записки мои, касающиеся до плавания российского флота под командою вице-адмирала Сенявина на водах Средиземного моря, Адриатики и Архипелага, которого большей части я был свидетелем, находясь при флоте в звании дипломатического чиновника... Главная цель моя есть сообщить будущему историку справедливые сведения для описания славной кампании и представить в настоящем свете подвиги знаменитого россиянина, оправдавшего на сём важном поприще выбор мудрого монарха».
Книга имеет форму дневника, и хотя впоследствии Свиньин переработал и дополнил свои дневниковые заметки тех лет (причём, как утверждали некоторые современники, весьма недобросовестно, позаимствовав целые куски текста у других мемуаристов), использованный им приём оказался успешным: «Воспоминания на флоте» представляются сочинением достоверным и очень искренним.
Итак, в августе 1806 года восемнадцатилетний Павел Свиньин, имея высочайшее предписание состоять переводчиком при вице-адмирале Сеня-вине, явился в Кронштадт в распоряжение капитан-командора Ивана Александровича Игнатьева, который с отрядом из 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 2 шлюпов готовился отправиться в Адриатическое море для усиления уже имевшихся там русских сил.
18 августа эскадра снялась с якорей. Свиньин оказался на семидесятичетырёхпушечном флагманском корабле «Сильный». Игнатьеву, который с первых дней взял юношу под свою опеку, в книге посвящено немало восторженных страниц: «Деятельность и любовь к полезным занятиям, коим посвящает он все минуты свои, доказывают желание его не только поддержать доверенность правительства, сделавшего ему столь важное поручение, но и вящее желание быть полезным Отечеству. Обращение же его и наружность представляют человека образованного и благородного. Мудрено поверить, что, быв тридцати пяти лет, он выучился совершенно в три года по-французски и по-английски. Сколь счастливым почитаю себя, что судьба сблизила меня с сим почтенным мужем! Мне предстоит во всём выиграть от его знакомства и благосклонности».
Начало плавания далось Свиньину нелегко: «Сильный северный ветер произвёл ужасное волнение, и я принуждён был слечь в койку. Нельзя не описать и ни с чем сравнить мучения морской болезни: тошнота необыкновенная, кажется, ежеминутно душа расстаётся с телом». Первым зарубежным городом, куда прибыли русские корабли, оказался Копенгаген. Показывал его Свиньину сам Игнатьев, который бывал в этих местах во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Там же эскадра получила от своего командира подробные инструкции о дальнейших действиях. Свиньин вспоминает: «Я развёз инструкции ко всем командирам судов, составляющих нашу эскадру. Иван Александрович занимался оной с самого отплытия нашего из России, употребляя на то каждую минуту, которую мог уделить он от занятий службы... Вот некоторые пункты оной инструкции: "С Францией положение наше есть самое неприятное, а потому с судами сей державы, которые если случится встретить вам во время отлучки от эскадры, как военными, так и купеческими, должны вы поступать таким образом, как того права и законы войны требуют. Равномерно, если примечены вами будут идущие во французские порты суда с съестными припасами нейтральных держав, то возвращать таковые в собственные их порты или туда, куда для них удобнее покажется"».
Через английский Портсмут эскадра направилась в Средиземное море и в конце декабря 1806 года прибыла к острову Корфу, где находилась база русских кораблей. Впрочем, выяснилось, что сам Сенявин с главными силами находился у берегов Черногории, в стратегически важном для ведения боевых действий Которском заливе, или, как его тогда называли, Боко-ди-Катаро. Игнатьев поспешил туда. Свиньин повествует: «1807 года 1 января, с первым лучом нового года, вошли мы благополучно в Боко-ди-Катаро и при виде адмиральского корабля салютовали ему полным салютом, спустили белый флаг наш и подняли тотчас же красный, под коим он находился, в знак вступления под его начальство, и, подойдя к крепости Кастельново, встали на якорь на глубине 40 сажен. Забрав бумаги, адресованные на имя Сенявина, мы поехали на катере на адмиральский корабль. Здесь я имел честь быть представлен адмиралу Сенявину командором в самых лестных выражениях на мой счёт и, признаюсь, полюбил его всею душою с первого взгляда. Из двух слов заметно было особенное умение его привязывать к себе подчинённых. Адмирал обласкал меня, и когда я просил приказания его на счёт свой, то он позволил мне ещё остаться на "Сильном" до прихода в Корфу. По возвращении с адмиральского корабля Иван Александрович, как добрый христианин, отслужил благодарственный молебен Спасителю, под благодатной десницею коего мы совершили плавание сие с необыкновенным счастием: на целой эскадре не было ни одного умершего или ушибленного и весьма мало больных, не разорвало ни одного паруса, не порвалась ни одна верёвочка, согласие и тишина ничем не нарушались. Надобно отдать должное попечительности и неутомимости командора: он беспрестанно наблюдал в походе движение каждого корабля эскадры своей, нередко вставал ночью и приказывал каждому поодиночке показывать места свои, при удобном случае осматривал корабли, входил в малейшие подробности, узнавал, довольны ли люди командирами, и в то же время очень часто посреди похода делал экзерсиции и приказывал обучать стрелять канониров из пушек, а матросов в цель».
Вскоре русские корабли вновь перебазировались на Корфу. После того как 18 декабря 1806 года ободряемая Францией Османская империя объявила войну России, Сенявину пришлось биться на два фронта. Его эскадра отправилась к Дарданеллам, где и состоялось сражение с турецким флотом, окончившееся поражением турок. Свиньин, находившийся на флагманском корабле Сенявина, так описывал увиденное: «Загремели громы, засвистали ядра, дым составил багровые облака, раздираемые беспрестанной молниею. Мы летели на всех парусах, палили с обоих бортов... Дарданеллы были в пламени... С одной стороны "Ратвизан" и "Мощный" беспрерывными ударами преграждали путь турецкому вице-адмиралу, который, спеша приблизиться к своей крепости, едва отпаливался, с другой -"Сильный", как лев, терзал "Патрон-Бея". Но вдруг он замолчал и спустился к ветру. Сие крайне удивило всех, знавших мужество и искусство командора. Адмирал досадовал. В 10 часов умолк последний гул, четыре часа потрясавший воздух. Настала совершенная мёртвая тишина... В 6 часов показался сигнал на "Сильном", извещавший о потере своего капитана - Ивана Александровича Игнатьева. Я долго не хотел верить, так страшился правды, но почувствовал всю горечь по приезде капитан-лейтенанта Дмитрия Семёновича Шиш-марёва. Кто потерял истинного, единственного друга, тот может только постичь скорбь мою. Утешаюсь единственно мыслию, что сей благородный человек кончил жизнь достойным для него образом - умер героем за Отечество, которое любил он пламенно, более всего на свете. Шишмарёв сказывал, что никогда покойник не бывал столь покоен и хладнокровен, как во время сражения. Поражая неприятельский корабль, который совершенно замолчал от ударов "Сильного", он намеревался взять его абордажем и, подошед к шкафуту, делал свои приказания, как вдруг роковое ядро поразило его в голову. Несчастный упал на месте и испустил дух, имея едва время правою рукою сделать приметное движение к сердцу. Капитан-лейтенант заступил его место».
Капитан-командора Игнатьева похоронили на острове Тенедос в Эгейском море. Свиньин подробно рассказывает о церемонии прощания: «В 4 часа, когда дали нам знать, что могила на берегу готова, мы с адмиралом поехали отдать последний долг храброму офицеру, почтеннейшему из людей. Взошед на "Сильный", я не мог идти далее: все плакали на корабле, лишась в Игнатьеве примерного начальника и благодетеля. С какою радостию он любил награждать заслуги, отличать способности! Мне было так горько, так тяжело, что я не мог плакать. Слезу почёл бы я в то время благодеянием. Когда спустили тело на катер, покрытый чёрным сукном, пять медленных выстрелов с корабля сказали ему "вечное прости!". Спущенный о половину вымпел и перекошенные реи представили "Сильный" в печальном, траурном виде. На берегу нас встретили священство и жители с образами. Козловский полк тихою унылою музыкою провожал тело до церкви. Во всё продолжение печальной церемонии я стоял как онемелый. Вдруг гармония - вечная память! - потрясла всё моё существо. Я затрепетал невольно, опомнился, взглядываю - и рука священника кидала в могилу последнюю горсть земли на знаменитого человека, который в несколько дней сам превратится в землю... Общие рыданья и пять залпов из ружей возвестили, что уже нет на свете героя, нет моего друга! И се - трофей побед человеческих! Стоит ли минута славы такой потери? Чувствительные россияне! Если будете проезжать места сии, если память того, который сделал честь Отечеству, который принёс себя на жертву вашей собственной славе, для вас священна и дорога, то зайдите в Тенедосскую церковь, принесите на прах командора Игнатьева несколько слёз признательности и благословений». Вероятнее всего, Свиньин так никогда и не узнал, что в июне 1807 года вернувшиеся на Тенедос турки извлекли тело Игнатьева из могилы и сожгли его вместе с греческим священником, отпевавшим русского офицера. Прах сожжённых развеяли по ветру.
Следующее сражение, которое наблюдал Свиньин, было Афонское. В тот день, 19 июня 1807 года, у полуострова Афон (Айон-Орос) в Эгейском море сошлись 10 русских линейных кораблей под командой Д. Н. Сенявина и турецкая эскадра капудан-паши Сейит-Али: 9 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогательных судна. Вот каким запомнился Свиньину этот бой: «В шесть часов сделан сигнал приготовиться к сражению и спуститься на неприятеля, остерегаясь малых судов. Эскадра наша летела на всех парусах на неприятельскую, которая весьма искусно построилась в линию баталии. Уже давно со всех турецких кораблей открыт был огонь, уже все страдали от нетерпения и гнева, но адмирал не давал приказания начинать битву, он сберегал первый удар и не прежде приказал палить, как подошед на картечный выстрел. Велено было двум передовым кораблям "Рафаилу" и "Сильному" напасть на "Капитан-Пашу", "Селафаилу" с "Уриилом" и "Мощному" с "Ярославом" занять других двух флагманов. Прекрасный план сей был выполнен как нельзя лучше и имел совершенный успех: по поражении таким образом главы неприятеля боевая линия его скоро разрушилась, сражение сделалось всеобщим, разверзлись жерла адские, и более тысячи орудий без умолку около четырёх часов изрыгали смерть и гром, колебавший не только воздух, но и самые бездны морские. Адмирал во всё время находился на юте, управлял движениями каждого корабля, являлся со своим кораблём "Твёрдый" на помощь тому, кому угрожала опасность, и расстраивал все неприятельские замыслы. Когда "Рафаил" после продолжительного сражения в середине неприятельского флота принуждён был спуститься за линию, претерпев большие повреждения в такелаже и на парусах, и был в то время атакован двумя неприятельскими кораблями, адмирал поспешил к нему на выручку, оборонил его и прогнал неприятеля, потом действовал левым бортом по трём проходившим кораблям, наконец, спустился к "Капитан-Бею" и искусным манёвром поставил его носом к правому борту, если б не заметил, что нужнее ему было поспешить напасть на передовой корабль, дабы остановить бегущего неприятеля. Уже громогласное "ура!" раздавалось на победоносном российском флоте, и отчаянные турки со всею поспешностью, оставив место сражения, в беспорядке обратились в бегство к берегу».
К сожалению, Сенявину не довелось воспользоваться плодами своих блестящих побед. Они были принесены в жертву большой политике: поражения русских войск на полях Восточной Пруссии заставили Александра I пойти на серьёзные уступки Наполеону. Свиньин пишет: «Вдруг получили курьера из Тильзита от 28 июля. Он отправлен был чрез Триест и Катаро с повелением Сенявину оставить Дарданеллы, сдать французам Боко-ди-Катаро, Корфу и все Ионические острова».
Приказ императора был выполнен, и вся эскадра перебазировалась в Лиссабон. Что касается Свиньина, то его отправили с бумагами в Санкт-Петербург, где он «имел счастие вручить сам в кабинете государю императору депеши и словесно удовлетворить вопросы его величества». По представлению Сенявина Павла Петровича наградили Владимирским крестом с бантом. На этом его средиземноморская эпопея завершилась.
Помимо переработанного дневника, Свиньин включил в свою книгу ряд приложений: составленное из официальных бумаг и воспоминаний очевидцев «Продолжение действий российской эскадры в Лиссабоне», биографический очерк «Некоторые подробности о вице-адмирале Дмитрии Николаевиче Сенявине», а также «Выписки из журнала Василия Алексеевича Сафонова, лейтенанта корвета "Флора"». Крушение «Флоры», отставшей от эскадры во время шторма и тумана, произошло в ночь на 28 января 1807 года у албанских берегов. Экипажу удалось добраться до берега, но там спасшихся арестовали турецкие власти. Часть русских моряков взяли на турецкий адмиральский корабль в качестве канониров. Почти полгода они провели прикованными к пушкам и были освобождены после Афонского сражения. Других, в том числе Сафонова, направили в одну из константинопольских тюрем. Опубликованный Свиньиным дневник Сафонова содержит подробное описание условий, в которых содержались пленные: «Тюрьма представляет большое четырёхугольное каменное здание, оно выстроено нарочно для государственных преступников и разделено на два этажа, из которых верхний - род палатей, поддерживаемых столбами с прибитыми цепями, на кои сажают самых важных преступников, а прочие все до единого человека скованы попарно. В наше время преступников находилось до 600 человек да пленных русских, более из драгун, 200. Свет в тюрьму проходит из слуховых окошек и из дверей, а по стенам окошек нет, против дверей отгорожен небольшой уголок для Греческой церкви... В другом углу в стене находятся два крана с водою для питья с двумя медными кувшинами на цепочке. Всего несноснее, что тут же, немного в сторону, отведено место для всякой мерзости, которая не прежде как чрез неделю очищается: ужасное зловоние исходит из сего места. Каждое утро в 6 часов узники ходили на работу в Адмиралтейство, не снимая желез, кроме нас, офицеров. Вечером, в 7 часов, они возвращались в тюрьму и получали по два небольших хлебца и кашицу, состоящую из круп и воды».
Известно, что у современников Свиньин пользовался репутацией человека, склонного к фантазиям и преувеличениям, - своего рода «Манилова от литературы». Его сочинения, как правило, встречали ироничный приём в писательской среде. «Воспоминания на флоте» не стали исключением. Уже через несколько месяцев после публикации первой части книги драматург А. А. Шаховской выпустил в свет ставшую знаменитой комедию «Не любо - не слушай, а лгать не мешай», в главном герое которой, Зарницком, публика узнала Павла Петровича. Зрители партера с понимающей улыбкой выслушивали хвастливый рассказ Зарницкого о его военных подвигах:
Картеча самая большая напролёт,
Как я командовал, шмыгнула мне сквозь рот...
Служил я волонтёром.
Ах! жизнь свободная всего дороже мне!
Я - воин на войне,
Придворный у двора, поэт между друзьями.
Стреляю в миленьких стихами
И пулями в отечества врагов.
Со временем отношение к воспоминаниям Свиньина о сенявинской экспедиции изменилось. В настоящее время историки признают, что многие страницы книги содержат ценные свидетельства очевидца событий, и цитируют их наравне с такими общепризнанными источниками, как записки В. Б. Броневского (см. настоящий выпуск Библиохроники) и «Письма морского офицера» П. И. Панафидина.
Весьма необычна и в то же время характерна судьба представляемого экземпляра «Воспоминаний на флоте». Согласно владельческим надписям на форзцах, два тома военных дневников П. П. Свиньина принадлежали капитану 2-го ранга Нестору Александровичу Монастырёву (1887-1957).
Н. А. Монастырёв закончил Морской кадетский корпус, Московский университет и офицерский класс подводного плавания. Был направлен на Черноморский флот. После начала Первой мировой войны служил на минном заградителе «Великий Князь Алексей», затем -на эскадренном миноносце «Жаркий». В 1915 году попал на подводную лодку «Краб», далее продолжал службу как офицер-подводник. В 1921 году его подводная лодка «Утка» оказалась в составе эскадры, на которой эвакуировались из Крыма войска генерала П. Н. Врангеля и спасавшееся от прихода красных гражданское население. Общее число находившихся на кораблях достигало 150 тысяч человек. Сохранились воспоминания Нестора Александровича о тех днях: «Эвакуация прошла успешно... Я получил приказ следовать в Босфор и при входе в пролив поднять французский флаг. Мне объяснили, что Франция берёт остатки нашего флота под свою защиту. Утром 17 ноября опустился густой туман, который держался до 9 часов утра. Затем солнце рассеяло туман и осветило Севастополь. Корабли и пароходы выходили в море, начав долгий путь трагической русской эмиграции. Даже море присмирело, как бы желая дать нам последнее утешение на нашем крестном пути. Малым ходом "Утка" стала выходить из гавани. Все, кто мог, вышли на верхнюю палубу. Последний раз сверкали для нас золочёные купола и кресты русских церквей. Прощай, Родина, прощай, моя Отчизна! Прощай, Севастополь, колыбель славного Черноморского флота!»
В марте 1921 года свыше пятидесяти российских военных и гражданских судов, вошедших в историю как «Русская эскадра», прибыли в Тунис, французскую колонию, определённую Советом министров Франции как место размещения остатков флота Российской империи. Вместе с моряками на берег североафриканского порта Бизерта ступили 5400 гражданских беженцев. В Бизерте командир подводной лодки «Утка» Монастырёв основал и в течение трёх лет редактировал «Бизертинский морской сборник», в котором публиковались статьи по истории российского флота с 1914 по 1921 год. Всего вышло 26 номеров журнала. Помимо Туниса, он распространялся во Франции, Германии, Англии, Финляндии, США, Японии и Египте, и даже в Дальневосточной республике и Советской России.
Позже, когда «Русская эскадра» стала предметом торга между советским правительством и Францией, личный состав кораблей списали на берег. В 1924 году остатки российского флота распродали или уничтожили. Вот как описал те события Н. А. Монастырёв: «Моя карьера морского офицера закончилась. Не об этом мечтал я в своей юности, выбирая жизненный путь. Я мечтал о дальних походах, о радостных лицах друзей, о славе нашей Родины и её флота, о славе Андреевского флага. Андреевский флаг спущен!.. Тёплая звёздная ночь окутывает своей тенью корабли, которые мы только что покинули. У меня на душе холодно и пусто. Теперь я окончательно потерял всё, что мне было дорого».
После увольнения со службы Н. А. Монастырёв организовал в Бизерте музей российского флота. В нём были собраны модели кораблей «Русской эскадры», документы, награды, фотографии и личные вещи русских моряков. Одним из главных экспонатов музея являлся кормовой флаг подводной лодки «Утка».
Нестор Александрович опубликовал ряд книг по истории российского флота, в основном на французском и немецком языках. Может быть, главная из них - его «Записки морского офицера». Там есть пронзительные страницы, где автор вспоминает о былых победах русских моряков в Средиземноморье и размышляет о своей судьбе: «При виде островов Занте и Кефалония перед моими глазами невольно прошла вся история славного прошлого. Много лет тому назад эти воды бороздили корабли адмиралов Ушакова и Сенявина, неся свободу и независимость угнетённым народам Греции и Италии. В течение пяти лет адмирал Сенявин победоносно сражался с войсками Наполеона. Андреевский флаг реял над островами Адриатики и Средиземного моря, и имя России с благоговением на устах произносилось освобождёнными народами. Память о Сенявине до сих пор живёт на островах Адриатического моря и Далматинских берегах. Но всё проходит и всё забывается. И вот мы, потомки тех, кто победоносно рассекал эти воды 110 лет тому назад, шли измученные неравной борьбой против врага всего мира -Красного Интернационала - искать приюта в далёкой, неведомой стране. Одна лишь Франция бескорыстно протянула нам руку помощи в этот страшный и тяжкий для нас момент. К несчастью для нас, наша борьба совпала с тем моментом, когда утомлённая от долгой войны Европа не отдавала себе отчёта в красной опасности. И долго ещё нужно ждать, пока те, кто в эти дни безразлично отнёсся к Белой армии, поймут ту роль, которую она играла для всего человечества. Красный туман ещё долго будет висеть над миром, и, чтобы рассеять его, нужна упорная и жестокая борьба. Мы были лишь те, на чью долю выпал первый и яростный удар интернационализма. Мы его не выдержали, но не согнулись, предпочтя отступить, но не сдаться. Исполненный долг перед Родиной и человечеством был нам облегчением в нашем бедственном и безнадёжном положении. Оставалось терпеть и ждать».
Свиньин Павел Петрович (1788-1839)
Воспоминания на флоте. [В 3 ч.] Санкт-Петербург: В Типографии В. Плавильщикова, 1818-1819. Ч. 1. 1818. 1 л. фронтиспис (литографированный портрет «Вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин»), 1 л. титульный, IV, 272, [2] с., 1 л. карта - «План сражения 19 июня 1807». 20,5х12,5 см; 20,5х15 см (фронтиспис);.20х26 см (карта). Цензурное разрешение от 30 ноября 1817 года. Ч. 2. 1819. 1 л. титульный, 285 с. Цензурное разрешение от 30 ноября 1818 года. Ч. 3. 1819. Прибавление к Воспоминаниям на флоте Павла Свиньина. 118 с. Цензурное разрешение от 30 ноября 1818 года. 20,5х12,5 см.
Комплект в двух томах (ч. 2 и 3 - в одном томе). Переплёты полукожаные, 30-х годов XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешках золототиснёные орнаменты, заглавия и номера частей. На верхней части корешков наклеены ярлыки красной кожи с полустёртыми номерами «150» и «151». На передних форзацах библиотечные ярлыки и владельческие надписи чёрными чернилами: «Н. Монастырёв. 1934. Tunisie». (Tunisie (фр.) - Тунис). Ниже - владельческая печатка с Георгиевским крестом. В тексте штампы библиотеки Новооскольского уездного училища. В создании библиотеки принимал участие Феодосий Михайлович Раевский (1768-1824) - отставной майор, надворный советник, владелец поместий в Старооскольском и Новооскольском уездах Курской губернии, Старооскольский и Новооскольский уездный предводитель дворянства.