«Всеобщий русский календарь» на 1894 год
Есть такое поверье: для каждого человека на земном шаре имеется место, которое человеку неизвестно, но он может видеть его во сне. Если человек
все-таки тем или иным путем найдет это место и поселится там, он будет
счастлив до конца своих дней.
Олег Куваев, «Дом для бродяг», 1970 г.
В этом году начал выходить «Архив Льва Николаевича Толстого». Международный атлетический конгресс в Париже одобрил предложение барона Пьера де Кубертена возродить Олимпийские игры. В октябре в Крыму скончался император Александр III, и на престол взошел Николай II, которому суждено было стать последним российским царем.
С 1726 и до 1865 г. исключительное право на издание календарей в России принадлежало Академии наук. После того как Академия наук лишилась своей «календарной» монополии, широкое распространение получил календарь, издававшийся Гатцуком, чехом по национальности. В 1884 году началась эпоха «Всеобщих русский календарей» Ивана Дмитриевича Сытина.
Так что «Всеобщий русский календарь на 1894 год» был юбилейным, десятым для этого издания. Об этом и сообщалось в коротком редакционном обращении к читателям.
«1894-й год для “Всеобщего Русскаго Календаря” является некоторым образом знаменательным годом, ибо календарю в этот год исполнилось десятилетие его существования. Оглядываясь на пройденное десятилетие, редакция “Всеобщего Русскаго Календаря”, не смущаясь, смело может заявить, что она прилагала за это время всевозможным усилия для усовершенствования своего издания как с внешней стороны, так и со стороны внутреннего содержания. И труды редакции не остались бесплодными. Читатель оценил их по достоинству. Изящество издания, точность и полнота сведений его сделали то, что “Всеобщий Русский Календарь” стал в настоящее время настольной справочной книгой для многих сотен тысяч читателей. Календарь нынешнего, 1894, года обладает теми же качествами, какими обладал он и в предыдущие годы, заключая в себе массу портретов, рисунков, различных статей и справочных сведений. Ред. Н. Фелицын».
Сам И.Д. Сытин сформулировал принципы такого издания еще более образно: «Приступая к делу, я поставил себе самому три требования: очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию... Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни.
В календаре должно быть все: и святцы, и железнодорожные станции, и экономика, и средство от лишаев, и государственное устройство России, и лечение ящура.
Я имел в виду читателя массового, для которого календарь часто является его первой и последней книгой и который в календаре ищет ответа на все запросы пробуждающего ума».
Ничего удивительного, что в некоторые годы тираж «Всеобщего русского календаря» доходил до 6 миллионов экземпляров! Так что календари, подобные сытинскому, составляли около четверти всей книжной продукции того времени.
То, что было немыслимо опубликовать в «Памятных книжках», выпускаемых Военной типографией, вполне органично вписывалось в сытинские издания. Например, «Всеобщий русский календарь» запросто мог позволить себе такой прогноз: «Предсказания частныя на 1894 год. Кровопролитная война между просвещенными народами; открытие великой измены».
Что и говорить - почти универсальное предсказание. Между тем год отмечен событием, прямо противоречащим, по крайней мере, первой части этого предсказания.
23 июня Международный атлетический конгресс, собравшийся в парижской Сорбонне, одобрил предложение французского историка, педагога, общественного деятеля барона Пьера де Кубертена возродить древнегреческую традицию Олимпийских игр. Для реализации этой идеи был создан специальный комитет, который стал зародышем нынешнего МОКа - Международного олимпийского комитета. Предполагалось, что, как и в Древней Греции, на время Олимпийских игр все войны должны прекращаться. Идея, несомненно, хорошая, но страдает ее реализация.
В этом же году известный купец, меценат и благотворитель Алексей Алексанрович Бахрушин создал музей Театрального искусства. Музей разместился в усадьбе купца. А.А. Бахрушин добывал экспонаты в многочисленных поездках по России и заграницей. В музее были собраны костюмы, декорации, автографы и афиши знаменитых спектаклей и актеров. У Бахрушина устраивались традиционные субботние вечера, куда приходили многие тогдашние знаменитости - Шаляпин, Собинов, Южин, Станиславский, Ленский, Ермолова и Немирович-Данченко, по традиции не с пустыми руками. В качестве пропуска гости приносили на «Бахрушинские субботы» редкие реликвии и памятные подарки.
После революции 1917 г. А.А. Бахрушина по указу В.И. Ленина назначили пожизненным директором музея. Похожее назначение уже происходило в 1909 г., когда Бахрушин безвозмездно передал всю коллекцию Академии наук и был признан «пожизненным почетным попечителем музея».
10 сентября, в Лондоне, впервые в истории оштрафовали виновного в одном из самых распространенных сегодня правонарушений - таксист Джон Смит находился за рулем своего автомобиля в пьяном виде и въехал в двери дома. Английская Фемида, еще не имевшая прецедентов подобного рода, выписала этому самому Джону Смиту штраф - один фунт стерлингов. Но начинавшаяся эпоха тотальной автомобилизации припасла куда более яркие сюжеты на этот счет.
В этом году проводились первые в мире автогонки: Париж - Руан. В них участвовали более сотни автомобилей: паровых, бензиновых, электрических и даже - пневматических!.. Половина из них не смогли даже тронуться со старта. Однако 21 машина дошла до финиша. Первым стал конструктор и гонщик граф Жюль де Мальянс. Но его паровик расходовал 12 кг угля на километр пути (не считая обильного загрязнения окружающей среды), и жюри сочло «комфортность» этого средства передвижения недостаточной. В итоге победу присудили двум автомобилям с бензиновым двигателем Даймлера. Одним из пилотов был конструктор Эмиль Левассор. На следующий год Левассор победил уже «чисто»: «Это было безумие! Я делал до 30 километров в час!» А еще через год, в гонке Париж - Марсель - Париж, Левассор попал в аварию и скончался от полученных травм. Первая в мире жертва автокатастрофы...
Календарь, как архиватор времени, вещь полезная и удобная, но отнюдь не единственная.
1 /12 сентября Лев Николаевич Толстой писал жене Софье Андреевне: «...с Иваном Ивановичем хорошо придумал, т.е. придумал он - собирать все те прекрасные статьи, книги и даже письма, которые я и мы получаем, переводить и составлять как бы рукописный журнал, исключая все задорное, осудительное...» Иван Иванович - это русский писатель, просветитель, педагог, редактор и издатель книг и журналов для детей И.И. Горбунов. Именно по его инициативе в 1894 г. начал выходить «Архив Льва Николаевича Толстого». Тиражировался этот сборник на пишущей машинке и мимеографе. Вышло, по мере накопления материала, 12 номеров (до 1896 г). С миллионными тиражами сытинского «Всеобщего русского календаря» этот сборник-альманах тягаться, конечно, не мог, да и не собирался. Но, что примечательно: и то, и другое издание сегодня - библиофильские редкости.
В этом году в России начал выходить еженедельный журнал «Научное обозрение». Поначалу он был посвящен точным и естественным наукам. Но постепенно самоидентификация его меняется: с 1898 - «Ежемесячный научно-философский журнал. Наука, научная философия, литература, история культуры»; в 1902 - «Научно-философский и литературный журнал».
В то время, 90-е годы XIX в., подобного рода периодики создавалось много: еженедельный популярно-научный иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы «Природа и люди» (начало издания - 1889 г); научно-популярный журнал «Вестник воспитания» (1889); общепонятно-научный иллюстрированный журнал «Наука и жизнь» (1890); Общедоступный еженедельный иллюстрированный «Журнал новейших открытий и изобретений» (1896); ежемесячный популярно-технический и литературный журнал «Общедоступный техник» (1897). Выделиться, привлечь читательское внимание на этом фоне было трудно. Но у «Научного обозрения» очень скоро проявилась одна интересная особенность: его облюбовали «революционные марксисты». В то время, как ни странно, этот факт можно было рассматривать, как конкурентное преимущество.
В № 1 за январь 1899 г., например, была напечатана статья В.И. Ленина (за подписью Владимир Ильин) «Заметка к вопросу о теории рынков. По поводу полемики гг. Туган-Барановского и Булгакова»); в № 8 за этот же год - «Еще к вопросу о теории реализации» (за подписью В. Ильин). Печатали здесь и Маркса, и Энгельса. Но цензура не дремала: предназначенная для бесплатного приложения к «Научному слову» статья Чарльза Дарвина «Происхождение человека и подбор по отношению к полу» была в ноябре 1895 г. запрещена.
Задним числом и ко второй части предсказания, опубликованного во «Всеобщем русском календаре на 1894 год», - «открытие великой измены», - можно подверстать событие исторического масштаба. Начало ему было положено именно в 1894 году.
20 октября / 1 ноября умирает император Александр III. У него еще раньше был диагностирован нефрит почек, и вот могучий богатырь, которому не было и 50 лет, угас за месяц. Александр III правил Россией тринадцать лет (1881-1894), и его называли «миротворцем», потому что в годы его правления Россия не вела крупных войн.
21 октября / 2 ноября обнародован Высочайший манифест о вступлении на престол Николая II. И никакой календарь не мог предугадать, что монархии в России осталось существовать меньше четверти века. Календарь
промахнулся с предсказанием - «открытие великой измены» - «всего лишь» на 23 года.
«Таким образом, - как писал «Всеобщий русский календарь на 1894 год», - воспоминая пережитое, русский народ может светло и спокойно смотреть на предстоящее ему будущее, памятуя, что о нем печется, во-первых, Господь Бог, а потом - русский Царь, заботливость котораго о нашем благе и благоденствии не знает границ!»
Всеобщий русский календарь. 1894. [Москва]: Издание Т-ва И.Д. Сытина в Москве, Лит. Т-ва И.Д. Сытина, [25], 26-64 с., 2 карты. 29,5x22,1. Дозв. ценз. СПб. 17 Июля 1893 года. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать позволяется. Москва, 25 января 1893 г. Цензор священ. Иоанн Петропавловский.
Издательская обложка - цветные литографированные портреты царей из российского Царственного Дома Романовых. Гравированные иллюстрации в тексте. Приложена цветная литографированная карта сообщений Европейской России.