Выставка картин Дрезденской галереи (1955 год) Веронезе (1957 год) Веронезе (1963 год)
Ирина Антонова
Писать о ныне здравствующих (слава Богу!), выдающихся действующих персонажах - задача крайне неблагодарная, сложная и даже - опасная! А вдруг не получится? Хлопот не оберёшься! Однако, как сказал классик: «Платон мне друг, но истина - дороже!»
Ирина Александровна Антонова - не просто выдающийся общественный деятель государственного масштаба. Она - личность! Редкость, дорогого стоит!
На протяжении почти полувека эта хрупкая на вид женщина, кто в курсе - в весьма непростых условиях, руководила и поднимала на все более высокий просветительский уровень крупнейшее (по мировым критериям) из существующих, общедоступное «хранилище» (и демонстрационную площадку одновременно) западной живописи, скульптуры и артефактов.
Как персона grata, она давно и устойчиво воспринимается мировым художественноинтеллектуальным сообществом. Покоряясь ее неуёмной энергии, вплоть до сегодняшнего дня, невольно задаешь себе вопрос: откуда «это» появилось и каковы основные жизненные вехи?
Академик множества академий, лауреат Государственной премии РФ (1995 г.), Ирина Александровна явилась на свет в первой четверти XX века. С 1929 г. по 1933 г. проживала с родителями - представителями страны Советов - в Германии (может быть, отсюда свободное владение немецким, не считая французского и итальянского?).
В 1941 г. - студентка МГУ им. М.В. Ломоносова, но уже через год, в полном соответствии с традициями русской интеллигенции (в том числе - членов великокняжеских семей и особ женского пола царствующего дома), с весны 1942 г. становится младшим сержантом медицинской службы в воинском госпитале на Красной Пресне в Москве.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина начала работать еще до окончания войны, с апреля 1945 г. И стала его «несменяемым» (до недавнего времени, т.е. 2013 г.) директором в феврале 61-го.
На этом поприще неутомимая Ирина Александровна превратила ГМИИ в настоящий Просветительский центр (с большой буквы!), она сумела организовать для широкой публики не только демонстрацию живописных (стационарных и периодически сменяемых экспозиций) шедевров мирового уровня, но запустила в жизнь целую совокупность «смотровых» площадок. Например, ежегодный музыкальный фестиваль им. С. Рихтера (декабрьские вечера), выставки в Музее личных коллекций (именно ею же в содружестве с И.С. Зильберштейном и созданном), тематические «парные» выставки «Москва - Париж», «Москва - Берлин» и т.д. и т.п.
Двум из составителей настоящего выпуска «Библиохроники» посчастливилось соприкоснуться с директором ГМИИ непосредственно в рамках рабочих контактов. Рассказывает старший из них.
«Познакомились мы в Берлине, где-то в начале 90-х, на одной из немецко-российских выставок. В 99-м у меня, как у заядлого собирателя русскоязычных периодических изданий, возникла навязчивая идея: дать ретроспективу печатных журнальных обложек за какой-либо, достаточно продолжительный, период. И тогда, и сейчас продолжаю считать: такая экспозиция - наиболее доступный и наглядный способ показать его Величество Время. Обложка журнала - будь то фотоколлаж или рисунок - это мгновенный «слепок» будущего состояния отрасли, города, страны, общества, наконец. И с этой идеей (экспонаты были у меня наготове) я начал носиться «по белу свету», включая ГМИИ им. А.С. Пушкина. Практически всюду абитуриент, в просторечии «соискатель», натыкался на первичную негативную реакцию, т.н. «недопонимание» («недо» - загадочная приставка нашего лексикона), несмотря на некоторые знакомства.
Наконец я, с одобрения Марины Лошак, будущего директора ГМИИ (2013 г.), человека невероятно доброжелательного и отзывчивого, также знакомой Ирины Александровны, осмелился позвонить по домашнему телефону последней и кратко попросил о свидании. И тут же получил добро.
На следующий день вошел в служебный кабинет. Мебель - XIX века. Или старше? Приветливая хозяйка. Улыбается: “Что у Вас?” - “Да вот принес показать журналы. Хочу выставить!” - “Много?” - “Сколько получится. Но все - XX века!” - “Показывайте!” Достаю из кейса штук тридцать, но пачка, выпав из рук, рассыпается по полу. Судорожно пытаюсь собрать. Голос сверху: “Не нужно, так посмотрю!” Пару минут директор ГМИИ внимательно рассматривает лежащие под ногами журналы, беспорядочно обращенные к зрителю. Молчание. Затем: “Делаем выставку!” И все! Быстро, просто, конструктивно! Судьба одной из самых удачных (со слов практически всех ее видевших, включая многочисленную прессу, специалистов, зрителей и сотрудников музея-устроителя) выставок, как экспозиции личного собрания, была решена».
Название «XX век. Мы - в обложке» - многогранно, можно понимать по-разному. Семь залов. Несколько сотен обложек, поскольку были выставлены журналы за период 1900-1999 гг., т.е. без пропусков за все 100 прошедших лет минувшего XX века. Вся экспозиция - в хронологическом порядке. От «Московского листка» и «Мира искусства» до «Трезвости и культуры», «Советской милиции» и «Итогов». Через «Безбожника у станка», «Калыму», «Беломор- строй», «Огонек», «Резец», «Советский Союз». Великолепные обложки, сработанные выдающимися художниками.
Зрелище, достойное удивления и восторга. Огромное число статей в газетах и многочисленные записи в книге отзывов. Самая впечатляющая: «Класно! Я даже не разу ни зевнула!» (Орфография сохранена. Почерк пятиклассницы?) На выставке было очень много посетителей, особенно молодежи, и многие ее помнят до сих пор.
Вернемся к героине очерка - Ирине Антоновой. У нее - тьма высоких наград (одна из четырех российских женщин - полный кавалер 4-х степеней ордена «За заслуги перед Отечеством»), бесчисленное множество публикаций.
Одна из них, небольшая книжка «Веронезе», изданная в 1957 г., и послужила отправной точкой для этого очерка о безусловной уникальной личности, масштабы которой в рамках мировой культуры еще предстоит оценить...
Антонова Ирина Александровна (р. 1922). Веронезе. Москва: Искусство, 1957.58 с., 17 л. ил.
Выставка картин Дрезденской галлереи: каталог/ М-во культуры СССР, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина; Сост. и авт. вступ. ст. И.А. Антонова и др. Москва: Искусство, 1955.70, [1] с., [27] л. ил. 22 см.
Веронезе, Паоло: Альбом репродукций / Сост. и авт. вступ. статьи И. Антонова. Москва: Изогиз, 1963.12 с., 25 л. ил. 29 см.