В память столетнего юбилея Отечественной войны. Календарь на 1912 год. Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого (1911 год)
Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого (1911 год)
Россия встречала столетие войны с Наполеоном на волне небывалого экономического роста. Согласно статистическим данным, в 1909–1913 годах страна «почти в 1,5 раза увеличила объём производства. При этом тяжёлая промышленность по темпам роста заметно превосходила лёгкую (174,5% против 137,7%). По общему объёму промышленного производства Россия занимала 5–6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и превзойдя её по ряду важнейших показателей тяжёлой промышленности. В сфере культуры правительство прилагало большие усилия к преодолению тяжёлого недуга российского общества – низкого уровня грамотности: расходы по министерству народного просвещения возросли с 1900 года почти в 5 раз, составив в 1913 году 14,6% бюджетных расходов.
В этих условиях промышленного и образовательного бума любое общенациональное торжество было обречено на превращение в гигантский культурный и бизнес-проект, когда на рынок выбрасывалась разнообразная сувенирная продукция: предметы текстиля и фарфора, алкоголь, парфюмерия, табачные и кондитерские изделия…
Именно таким оказался юбилей 1912 года. Жестяные чайные коробки с портретом Александра I, шоколад «Денис Давыдов», карамель «Багратион», печенье «Пожар Москвы», мыло «Бородино», платки «Переправа через Березину» и даже матрёшки «Кутузов» и «Наполеон» со своими штабами – всё это можно было увидеть на прилавках российских магазинов той поры.
Живо откликнулась на приближающиеся празднества издательская промышленность. В продаже появились сотни выпущенных «к случаю» исторических романов, научных монографий и сборников статей, тематических альбомов, историко-географических атласов, календарей, игральных карт и т. д. Свой вклад в общую юбилейную «копилку» внесло и известное российское издательство Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, подготовившее красочный календарь на 1912 год с иллюстрациями Б. В. Зворыкина и текстами из «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
Начав собственное дело с единственной типографской машины и ручного печатного станка, установленных в доме отца и занимавших небольшое помещение в три окна, Александр Александрович Левенсон очень скоро превратил свою типографию в одну из лучших и мощнейших в России начала ХХ века. Его Скоропе- чатня стала «Поставщиком двора Его Императорского Величества», в ней трудились около 450 рабочих, мощность двигателей закупленных в Германии машин достигала 88 лошадиных сил, а уставной капитал составлял 210 тысяч рублей. Отдельное здание для типографии в Трёхпрудном переулке спроектировал знаменитый архитектор Франц Осипович Шехтель (1859–1926), который не без иронии писал об этом своём творении: «Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Однако заказчик был доволен. «Издали здание красиво выступает своими лёгкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями, – писал А. А. Левенсон. – Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей лёгкостью. В наружных украшениях – полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором».
Александр Александрович обладал замечательным талантом организатора. Для расширения производства он привлёк пайщиков, среди которых был Иосиф Николаевич Кнебель (1854– 1926), с 1907 года взявший на себя заведование всей книгоиздательской деятельностью Товарищества. И если на первых порах Скоропечатня выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон, издавала журналы «Дешёвая библиотека», «Новости иностранной литературы», «Семья», то с приходом Кнебеля она стала специализироваться на выпуске иллюстрированных изданий, художественных альбомов, на воспроизведении памятников древнерусской письменности. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на изготовление афиш и программ. Здесь же печатались роскошные издания, посвящённые знаменательным событиям: 50-летию со дня освобождения крестьянства, 300-летию дома Романовых и др. Юбилейные альбомы и открытки часто выпускались в «русском стиле», к их оформлению Кнебель привлекал известнейших мастеров этого направления: И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Б. В. Зворыкина.
Борис Васильевич Зворыкин был одним из самых востребованных художников Товарищества А. А. Левенсон. Им были подготовлены такие роскошные издания Скоропечатни, как «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин: 1872–1901» (1909), «Крепостничество и воля» (1911), «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др.
Борис Васильевич Зворыкин родился в 1872 году в московской купеческой семье. В 1892– 1893 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1898 года оформлял книги для московских и петербургских издательств. Его сотрудничество с предприятием А. А. Левенсона началось в 1903 году с двенадцатистраничной иллюстрированной книжечки «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и продолжалось полтора десятилетия.
В юбилейном 1912 году Зворыкин выпустил по заказу Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон серию открыток «Нашествие Наполеона 1812 года» и календарь с рисунками к «Войне и миру». Открывает издание графическое посвящение «Памяти героев Отечественной войны»: увитый лентами лавровый венок, фигуры трёх солдат-пехотинцев, офицер со шпагой, орудие, клубы порохового дыма и георгиевский крест. Венчают композицию императорская корона и памятная медаль, вручавшаяся после окончания кампании 1812 года: изображение Всевидящего Ока и стих из 113-го псалма Давида: «Не нам, не нам, а имени Твоему». На 24 листах художник мастерски разместил 12 полосных иллюстраций, 24 орнаментальные рамки и 9 силуэтов. Портреты Александра I и Наполеона, «Комета 1812 года», «Наполеон на берегу Вислы», «Бородинский бой», «Казнь поджигателей», «М. И. Кутузов после сражения под Красным», «Бегство Наполеона от армии» – кажется, Зворыкин изобразил все ключевые исторические сцены романа. Пожалуй, единственная иллюстрация, где художник уделяет внимание «рядовым» героям Толстого, – это сцена гибели Пети Ростова: распростёртое на земле тело юноши, плачущий Денисов и снимающий фуражку Долохов... Помещённые рядом с иллюстрациями тексты «Войны и мира» заключены в стилизованные ампирные рамки, среди декоративных элементов которых выделяются двуглавые орлы и георгиевские кресты. Силуэты под текстами выполнены в манере самого знаменитого российского мастера этого жанра в XIX столетии – Ф. П. Толстого. В целом оформление календаря оставляет ощущение, говоря словами Пушкина, благородной «соразмерности и сообразности» как в замысле, так и в художественном воплощении.
Зимой 1912 года в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Искусство в книге и плакате», где экспонировались иллюстрации Б. В. Зворыкина. В 1915 году по инициативе князя А. А. Ширинского-Шихматова он вместе И. Я. Билибиным, В. М. Васнецовым, К. Е. Маковским, М. В. Нестеровым, И. С. Остроуховым, Н. К. Рерихом, С. П. Рябушинским и А. В. Щусевым стал учредителем Общества возрождения художественной Руси – организации, которая ставила целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное его развитие в применении к современным условиям».
После революции художник сотрудничал с детским альманахом «Творчество», иллюстрировал книжки сказок, сделал несколько политических плакатов: «Бой красного рыцаря с тёмной силой», «Красный пахарь». В 1921 году Зворыкин эмигрировал. Через Константинополь, Александрию и Каир он добрался до Парижа. Сотрудничал с издательством Пиацца. Оформил ряд книг, и среди них – «Москва и деревня в гравюрах и литографиях» Г. К. Лукомского (1921), «Исповедь» М. А. Бакунина (1921), «Роман о Жане из Парижа» (1924), «Золотой петушок и другие сказки» А.С. Пушкина (1925), «Поэмы» А. де Мюссе (1927), «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1927), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1927). В 1928 году принял участие в выставке «Роскошная книга 1923–1927 годов», проходившей в Музее книги в Брюсселе.
В 1930-е годы Зворыкин перевёл на французский язык и проиллюстрировал русские народные сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Жар-птица». Эти его работы увидели свет лишь через три с половиной десятилетия после смерти художника.
Умер Борис Васильевич в 1942 году в оккупированном немцами Париже…
О едва ли не главной особенности его творчества в 1927 году в английском журнале «The Studio» написал известный исследователь Марк Блюменфельд: «Все его работы основаны на строгом сохранении стиля определённой эпохи.
Он верит в главенствующую роль стиля для обеспечения единства впечатления, для удовлетворения эстетического чувства и для достижения конечного успеха». Среди работ Зворыкина, о которых можно сказать, что в них художник замечательно воплотил стиль эпохи, календарь «В память столетнего юбилея Отечественной войны», вне всякого сомнения, занимает одно из почётных мест.
В память столетнего юбилея Отечественной войны. 1812–1912: Календарь на 1912 г.<од> Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого. Рисунки Б. Зворыкина. [Москва]: Издание Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон, [1911]. 1л. иллюстрированный титул, [24] с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций – хромолитографий с золотом. В издательском картонаже. Тройной торшонированный обрез. 30,5х25 см. Памятное иллюстрированное издание 1912 года. Замечательная работа Б. В. Зворыкина. В хорошем состоянии встречается редко.