Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)
Жозеф Лудвиг Лоди
Церемония венчания на царство императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны происходила в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа 1826 года. Около двух месяцев, начиная с торжественного въезда императорской фамилии в Москву 24 июля и заканчивая праздничным фейерверком у Екатерининского дворца в Лефортове, длились коронационные приёмы и «увеселения». Среди самых значительных событий следует отметить Большой манёвр Московского и Днепровского корпусов; перенесение государственных регалий из Оружейной палаты в императорский дворец; красочные шествия по городу герольдов, объявлявших москвичам о дне коронования; официальные представления Государственного совета, Сената, Синода, иностранных министров, дворянских и купеческих депутаций; парадный обед в Грановитой палате; маскарады в Большом театре и Благородном собрании; народное гуляние на Девичьем поле; грандиозные балы, данные в честь российского императора заведующим коронационной комиссией князем Н.Б. Юсуповым, камер-фрейлиной графиней А.А. Орловой-Чесменской, чрезвычайным французским послом маршалом Мармоном, герцогом Рагузским, английским послом герцогом Девонширским.
По отзыву современников, ранее присутствовавших на торжествах по случаю восшествия на престол Павла I и Александра I, коронация Николая I «превзошла оные и вкусом и великолепием». Подобная компаративность мемуарных свидетельств естественна и даже традиционна: каждая предыдущая коронация, на взгляд очевидцев, уступала в пышности и великолепии последующей.
Свою лепту в коронационный сценарий вносили поэты, музыканты, художники. В списке поздравительных од, гимнов и кантат оказались и два военных марша Ж.Л. Лоди, напечатанные в виде авторской аранжировки для фортепьяно. В многословном титульном названии нотного альбома, составленном на французском языке, содержится важное замечание о том, что автор в прошлом был придворным капельмейстером их императорских высочеств: «Lodi ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales». Сочинителем маршей был Жозеф Людвиг Лоди, итальянец по происхождению, в конце XVIII века (около 1796 года) недолго живший в Дрездене, а затем перебравшийся в Варшаву, где он получил известность как пианист-виртуоз и композитор. Вместе с тем, как показывает музыкальный словарь Роберта Эйтнера (Eitner Biographisch-Biblio-graphisches Quellen-Lexikon. Graz/Austria. Band 6. 1959), Лоди приобрёл в Европе довольно скандальную репутацию. «Лейпцигская газета» за 1799 и 1800 годы не раз обвиняла его в том, что он присваивал чужие произведения (в частности, сонату Вольфа и три больших дуэта для двух флейт Плейеля), исполняя и даже публикуя их под своим именем или под псевдонимом Штер-кель. Среди неоспоримых сочинений Лоди словарь Эйтнера называет сонату для клавесина «На смерть Моцарта».
В начале XIX века Лоди жил в Твери. Будучи принят в литературно-музыкальном салоне великой княгини Екатерины Павловны, супруги принца Г.П. Ольденбургского, в 18о9-1812 годах занимавшего пост тверского генерал-губернатора, Лоди имел некоторое основание называться «придворным капельмейстером». А.В. Кочубей, адъютант принца Ольденбургского, в «Семейной хронике» писал об итальянском музыканте как о замечательном чудаке, уверявшем всех, что он ученик Моцарта. Кроме «придворной» службы, Лоди давал частные уроки. Из «Дневника» А.М. Бакунина известно, что в 1811 году он учил игре на клавесине его жену Варвару Александровну.
Написав два марша в честь коронации Николая I, Лоди, конечно, рассчитывал обратить на себя внимание первых лиц государства. Трудно сказать, оправдались ли его надежды. Музыкальное сопровождение коронационных торжеств обычно строго регламентировалось и носило традиционный характер. Так, во время обеда в Грановитой палате музыканты и певчие «услаждали в продолжение стола слух присутствовавших прелестнейшею гармониею избранных пьес», представлявших собой фрагменты опер «La Dame du Lac» Россини, «Олег» Сарти (текст М.В. Ломоносова) и «Сотворение мира» Гайдна.
На балу у графини А.А. Орловой-Чесменской, по воспоминаниям французского путешественника Ф. Ансело, прибывшего в Россию в 1826 году в составе свиты герцога Рагузского, «в продолжение ужина оркестр кавалергардов играл бравурные мелодии». Когда же сам герцог Рагузский, дававший бал в доме князя А.Б. Куракина на Старой Басманной улице, предложил высокому собранию послушать кантату, специально написанную по этому случаю, император запретил её исполнение.
Трудно сказать, действительно ли марши Лоди в те дни прозвучали в присутствии императорской фамилии, как об этом говорится в заглавии их отдельного оттиска. Однако богатое оформление издания, в том числе золотые накладки на переплёте, позволяют предположить, что в Библиохронике представлен подносной экземпляр, предназначавшийся для высочайших особ.
Лоди Жозеф Лудвиг (Lody Josephe Louis)
Deux nouvelles marches militaires composees a l' occasion du couronnement de Sa Majeste Imperiale Nicolas I Empererur de Toutes Les Russies presentees a S.<a> M.<ajeste> l'Emperereur et dediees aux braves Troupes russes par Lody ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales arr: pour le piano par l'auteur. A Moscou: grave a l'Imprimerie chez C. Wenzel, [1825]. [Два новых военных марша, сочинённых по случаю коронации Его Императорского Величества Николая I, Императора Всероссийского, представленные Его Императорскому Величеству и посвященные храбрым русским войскам Лоди, в прошлом придворным капельмейстером Их Иператорских Высочеств. Аранжировано для пианино автором. Гравировано в Москве, у К. Венцеля, 1825 - титул на фр. яз.] 7 с. нот. В переплёте зелёного марокена времени издания. На крышках золототиснёные орнаментальные и геометрические рамки. В центре верхней крышки накладка жёлтого металла с символами Музыки и Славы: фанфарами, факелом, лирой, лавровым венком, нотной тетрадью. Золототиснёные подвёртки. Форзацы розовой бумаги. Тройной золотой обрез. 31,5х24,5 см. Редчайшее малотиражное издание в богатейшем оформлении.