Девочка чумазая (1931 год) Вовка - добрая душа (1963 год) Черный новичок (1964 год)
Агния и Павел Барто. Агния Барто.
«Это квартира Барто?
То есть как: “А что?”
Я хочу узнать, Барто жива ли?
Или её уже сжевали?.. -
Говорят, она присосалась к МАППу,
Устроила туда своих маму и папу,
Теперь ее погонят отовсюду.
Скажите, когда кремация,
Я с удовольствием буду» -
так издевалась детская писательница Агния Львовна Барто (1906-1981) над «сложной, во многом путаной обстановкой™ в литературной среде» в конце 1920-х и начале 19З0-х гг.
А. Л. Барто родилась в семье ветеринара. Стихи начала писать еще в балетном училище, куда ее определили родители, желавшие дать дочери классическое образование. По совету А. В. Луначарского (1875-1933), который присутствовал на выпускном экзамене, где юная Агния читала «Похоронный марш» собственного сочинения, она начала писать комические стихи.
В 1925 г. поэтесса познакомилась с будущим мужем - поэтом Павлом Барто, в том же году у них родился сын Эдгар (впоследствии Игорь). Тогда же появились первые книги А. Барто «Китайчик Ван Ли» и «Мишка-воришка», в 1926 г. - «Пионеры» и «Первое мая», в 1928 г. - «Братишки».
Теперь уже К. И. Чуковский (1882-1969) рекомендовал Барто писать сатирические произведения для детей. Считая ее, с одной стороны, «подлинным писателем», он отметил в дневнике: «Была Барто. Говорит она всегда дельные вещи, держится корректно и умно - но почему-то очень для меня противна» (1935).
А в 1934 г. он записал об одном из литературных заседаний: «Маршак сел визави Горького - а рядом с ним поддакивающая, любящая, скромная Барто. Она каждую минуту суетливо писала разным лицам записочки. В том числе и мне».
Сама Барто относилась к Корнею Ивановичу значительно почтительнее: «Вот Корней Иванович Чуковский слушает мое новое стихотворение, улыбается, благожелательно кивает головой, хвалит рифмы. Я вся расцветаю от его похвалы, но он тут же добавляет не без ехидства:
- Очень мне интересно было бы послушать ваши безрифменные стихи.
Поставив суровый диагноз моим ранним стихам: “не хватает лиричности”, Корней Иванович сам подсказал мне поэтические средства, которые помогли мне набрать дыхания. Но меня не оставляла мысль, что все-таки это не главный мой путь, мне надо стремиться к большему лиризму в веселых, органичных для меня стихах».
С. Я. Маршак стал третьим кумиром в жизни поэтессы, после Анны Ахматовой и Владимира Маяковского. Их отношения начались со статьи в журнале «На посту» (1925), в которой творчество молодой поэтессы противопоставлялось работам уже знаменитого поэта. Утверждалось, что Барто лучше понимает детскую психологию. Барто вспоминала: «К первым моим книжкам Маршак отнесся отрицательно, я бы даже сказала - нетерпимо. А слово Маршака уже имело тогда большой вес, и меня беспощадно “прославляла” негативная критика. В один из приездов Самуила Яковлевича в Москву он при встрече в издательстве назвал одно мое стихотворение слабым. Оно и в самом деле было слабым. К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись с его поправками к моим стихам, боясь утратить свою самостоятельность, чересчур запальчиво сказала:
- Есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!»
Работая в жанре сатиры для детей, Барто написала «Девочку чумазую» и «Девочку-ревушку» (1930). Созданы эти книги совместно с мужем П. Барто. В 1935 г. семья распалась. Второй раз замуж поэтесса вышла за ученого-энергетика Андрея Щегляева. Их общей дочери Тане мир обязан великими строками «Наша Таня громко плачет».
В 1937 г. Барто в составе советской делегации отправилась на 2-й Международный конгресс писателей в защиту культуры, проходивший в Испании. А в 1939 г. вместе с Риной Зеленой (1901-1991) написала сценарий фильма «Подкидыш» (1939), комедию для ТЮЗа «Опасное знакомство» (1940), книги «Дом переехал» (1939), «Сверчок» (1949), «Веревочка» (1941) и др.
Во время войны Барто выезжала на фронт, читала стихи, выступала на радио. Находилась в эвакуации в Свердловске, где за три месяца освоила профессию токаря 2-го разряда на оборонном заводе.
В течение 9 лет (с 1965 г.) Агния Барто вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», помогая встретиться потерявшимся в войну родителям и детям. Ей удалось помочь 927 семьям.
В 1950 г. за книгу «Стихи детям» получила Сталинскую премию, в 1972 г. - за сборник «За цветами в зимний сад» - Ленинскую. Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы народов, была членом международного Андерсеновского жюри (лауреат Международной премии им. Х. К. Андерсена 1976 г)
В 1972 г. член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Полянский велел исключить поэта А. А. Галича (1918-1977) из Союза писателей. При голосовании воздержались только четверо литераторов, и в их числе А. Л. Барто.
Цикл стихотворений «Вовка - добрая душа», создававшийся в 1962 г., посвящен внуку Агнии Барто - Володе. Оформлена книга художником Федором Викторовичем Лемкулем (1914-1995). Выпускник Московского полиграфического института, ученик графика П. А. Алякринского, Лемкуль работал в журнале «Мурзилка» и «Пионер». Помимо книги Барто, где художник подробно изобразил виды Загорска, им выполнены иллюстрации к произведениям К. Чуковского «Джек - покоритель великанов» (1966), стихам Д. Хармса, «Сказкам» А. Нечаева (1977) и др.
Стихотворение «Черный новичок», посвященное тяжелой жизни мальчика-негритенка (а Барто часто выезжала за границу), вышло в 1964 г. Книгу оформил художник Виталий Николаевич Горяев (1910-1982), заслуженный художник РСФСР. Учился у С. В. Герасимова, Д. С. Моора и В. А. Фаворского во ВХУТЕИНе и Московском полиграфическом институте, печатался в журналах «Крокодил», «Фронтовой юмор», иллюстрировал произведения М. Твена, Н. Гоголя и др.
На двух книгах - авторские автографы: «Славному, талантливому семейству Токмаковых - дружески. Агния Барто. 1964 год» и «Моему знакомому Васе на память. Агния Барто. 1964 год».
Семейство Токмаковых - это художник книги Лев Алексеевич Токмаков (1928-2010), детская поэтесса и переводчица Ирина Петровна Токмакова (р. 1929), а «знакомый Вася» - их сын, автор нескольких детских книжек Василий Львович Токмаков.
«Если я в день хоть несколько строчек не напишу, я чувствую себя бездарностью, - часто повторяла Агния Львовна Барто. - У меня всегда есть список дел на послезавтра. Но не потому, что мне не хочется взяться за них. Времени не хватает, и послезавтра - это все-таки не сию минуту, есть еще завтра, когда многое можно успеть. Но часто неожиданные дела перебегают дорогу, и опять что-то откладываешь. И вот не успела оглянуться, а послезавтра уже Новый год. И столько еще не сделано...»
Барто, Агния Львовна (Волова, Гетель Лейбовна; 1906-1981), Барто, Павел Николаевич (1904-1986)
Девочка чумазая. Рис. В. Ивановой. 2-е изд. М.; Л.: ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931.15 с., ил. 16x13,5 см. Тираж 200 000 экз.
Барто, Агния Львовна
Вовка - добрая душа. Книга вторая. Рис. Ф. Лемкуля. М.: Детгиз, 1963. [19] с., ил. 28х21,5 см. Тираж 310 000 экз.
Черный новичок. Рис. В. Горяева. М.: Детская литература, 1964. 20 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 300 000 экз.