Детская библия, или Священная история Ветхого и Нового Завета (1818 год)
Клод Флёри
«Я пропускал притчи и пророчества и все, что было выше моего разумения, но весьма занимался повестями, как-то: Товием, Руфью, Иуди- фью, Маккавеями, и проч., мечтал о Голиафе и Давиде», - вспоминал русский филолог, поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864) о чтении Библии в пятилетнем возрасте.
Ученый-натуралист, публицист Н.Я. Данилевский (1822-1885) до преклонного возраста помнил о старом часовщике-еврее, который «работая и поглядывая на меня через очки добрыми, ласковыми глазами, рассказывал мне библейские легенды. От него я впервые узнал об Аврааме, Ное и Давиде. И я помню, что, сочтя себя тут же Самсоном, я долго не позволял няне Аграфене стричь себе волосы, чтобы не потерять телесной силы, и уступил ей после долгих споров и слез только потому, что вспомнил о другом герое, Авессаломе, повисшем в бегстве под деревом на длинных волосах».
В начале XIX в. обязательным материалом для чтения являлись духовные книги, и прежде всего, конечно, - Библия, Евангелие и «Жития Святых». Детей в Библии привлекали, главным образом, легенды о создании мира, о потопе, о библейских героях и героических событиях. Например, на Л. Н. Толстого (1828-1910) история Иосифа Прекрасного имела «огромное влияние».
В 1818 г. в России увидел свет труд историка церкви Клода Флёри (1640-1723) «La Bible des enfans, ou l'histore sainte de l'ancien et de nouveau testament. Pour former le coeur et l'espit des enfans» - «Детская библия, или Священная история Ветхого и Нового Завета» (с параллельными русским и французским текстами).
Клод Флёри окончил аристократический колледж в Клермонте, с 1658 г. девять лет занимал должность адвоката парламента Парижа. В 1667 г. обратился к теологии, в 1689 г. Флёри стал наставником детей короля Людовика XIV (1638-1715), затем приором церкви Парижской Богоматери. Во время регентства был духовником Людовика XV (1710-1774).
В течение 30 лет Флёри собирал материалы по библейской истории, работая над трудом по истории церкви. Автор стремился написать книгу, доступную всем классам общества. Однако вышедший в 1691 г. 20-томный труд «Histoire ecclesiastique» (история доведена до 1414 г.) оказался более востребован представителями церкви, образованной публикой и студентами. Тем не менее «История...» имела огромный успех.
Среди других сочинений Флёри: «Histoire du droit francais» (1674), «Mreurs des Israelites» (1681), «Meurs des Chretiens» (1682), «Traite du choix et de la methode des etudes» (1686), «Les Devoirs des mattres et des domestiques» (1688).
По выражению герцога Орлеанского, Флёри «не был ни янсенистом, ни моралистом, ни ультрамонтанистом, но католиком».
В России церковная цензура долгое время не спешила издавать Библию на русском языке, особенно для детей, поэтому в XIX в. вышло довольно много переложений, часто переведенных с иностранных языков и снабженных качественными иллюстрациями - нередко в двух вариантах: черно-белыми и крашеными (последние продавались издательствами в два раза дороже «простых»). Иллюстрации выполнялись в русских литографических и металлографических заведениях с французских образцов.
Флёри, Клод (Fleury, Claud; 1640-1723)
Детская библия, или Священная история Ветхого и Нового Завета, для образования сердца и разума детей. Сочинение Г. Флёри. В 4 частях. Часть I и II. [История Ветхого Завета]. В Санкт-Петербурге, при Императорской Академии Наук, 1818. [4], ХХХ, 170 с., 16 л. ил. 15,2х9,8 см. На франц. и рус. яз.