Древние святыни Ростова Великого (1860 год)
Михаил Толстой
Есть на просторах России небольшие города, скромно хранящие в своей памяти многие века истории. Эти города уже существовали во времена крещения Руси, пережили татаро-монгольское иго, переменили десятки градоначальников - от князей до губернаторов. Такие города жили своей жизнью и при царской, и при советской власти, хранили и оберегали свои легенды и традиции. Они и сегодня, точно также, продолжают размеренную и полную достоинства провинциальную жизнь. Одним из таких городов является Ростов Великий.
По легенде, своё название Ростов получил в честь основателя - Роста, заложившего город на земле, принадлежавшей финно-угорскому племени меря. В «Повести временных лет» Ростов упоминается как существующий город в записи за 862 год, а с XII века его называют не иначе как Ростов Великий. В 907 и 911 годах жители города под предводительством князя Олега участвовали в походах на Царьград.
С крещением жителей в 991 году начинается история святынь города Ростова Великого. Именно в нём была основана первая Епископская кафедра, а в 991 году - первый собор Успения Пресвятой Богородицы. Многочисленные нашествия, войны и пожары вплоть до XVII века уничтожали православные памятники, поэтому древнейшие святыни Ростова Великого, сохранившиеся до наших дней, были построены начиная с XVII века. Одним из таких памятников является Ростовский кремль - он служил резиденцией архиереев Ростово-Ярославской епархии. Именно на территории кремля было возведено старейшее здание города - Успенский собор, хранящий мощи святых. Вместе с собором была построена знаменитая 13-колокольная звонница, представляющая собой аркаду на широком основании.
Ещё одной жемчужиной ростовской земли является Богоявленский Авраамиев монастырь, основанный в XI веке преподобным Авраамием. По преданию, этот монастырь был построен на месте капища Велеса и стал олицетворением борьбы с идолопоклонством на Руси. В монастыре хранился жезл, данный учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в поход на Казанское ханство, взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, рассчитывая на его чудодейственную силу. Вот почему именно в этом монастыре по приказу Ивана IV, после взятия Казани, был построен Богоявленский собор, ставший благодарностью грозного царя.
Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей - Спасского и Яковлевского. Спасский монастырь был основан в XIII веке княгиней Марией, проведшей в нём свои последние годы. Яковлевский монастырь основан в конце XIV века Ростовским епископом Иаковом. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь. Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведённая в 1794-1802 гг. на средства графа Н.П. Шереметева. Именно православные храмы и монастыри придают Ростову особую теплоту, разливая неповторимый звон колоколов по старым улочкам, неся этот звон по спокойным водам озера Неро.
«Древние Святыни Ростова Великого», написанные графом М. Толстым, впервые были напечатаны в 1847 году в «Чтениях Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских», после чего автор вновь посетил храмы и обители Ростова для внесения изменений и дополнений в свой труд. Настоящее, 2-е издание, исправленное и дополненное, вышло в свет в 1860 году в Москве и на сегодняшний день является практически единственным трудом, посвящённым святыням Ростова. Граф Михаил Владимирович Толстой - писатель, посвятивший свою деятельность изучению и освещению в своих сочинениях святынь русской земли, жизни подвижников, описал святыни и древности Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Ростова и других городов. Кроме того, его перу принадлежат «Рассказы из истории русской церкви», «Патерик Свято-Троицкия лавры», исторический рассказ «Владимир Сырнов». В «Святынях Ростова Великого» М. Толстой освещает историю города с древнейших времен, становление Ростова как религиозного центра. Кроме этого, автор подробно рассматривает такие святыни, как Успенская Соборная церковь,здания кремля (или бывшего Архиерейского дома), Зачатиевский Спасо-Яковлевский ставро- пигиальный монастырь, Авраамиев Богоявленский монастырь, Петровский монастырь, церкви Вознесения и Св. Власия, а также Рождественский женский монастырь. Книга сопровождена прекрасными изображениями Соборной колокольни, панорамой и подробным планом Ростовского кремля, изображением креста Авраама Чудотворца и другими подробнейшими иллюстрациями.
Толстой Михаил Владимирович (1812-1896)
Древние святыни Ростова Великого. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Типография М.П. Захарова, 1860. 90 с.; 42 с.: ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с блинтовым тиснением, коленкоровые уголки, переплётные крышки оклеены узорной бумагой. На первом форзаце наклейка: «Библиотеки Оптиной Пустыни Отд. 6 № 267». На последнем форзаце наклеен экслибрис П.Б. Горцева, представляющий собой воспроизведение литографии с изображением А. С. Пушкина, смотрящего на горные хребты. Издание сопровождается семью цветными и чёрно-белыми гравюрами, а также двумя литографиями на отдельных листах. Приложения: «Чудо о отводе земли (из древнего жития Св. Леонтия); «Отрывки из современного жития Преп. Иринарха Затворника); «Исторические сведения об Архиереях Ростовских», «Список замечательных предметов Ростовской Митрополичьей ризницы, ныне находящихся в Ярославле», «Родословные росписи князей Ростовских и Белозерских с примечаниями», «Описание рисунков». 25x16,5 см.