Древности Российского государства (1849-1853 годы)
Напечатанные тиражом 600 экземпляров, «Древности Российского государства», более известные среди библиофилов как «Солнцевские древности», - одно из самых редких и ценных художественных изданий за всю историю российского книжного дела. В продаже они не встречаются, а если такое и происходит, то сразу же возникает атмосфера сенсации и ажиотажа. Достаточно сказать, что уже в 1852 году на аукционе в Императорской Публичной библиотеке неполный, без последних, к тому времени ещё не вышедших томов, комплект «Древностей» был оценён в огромную сумму - 800 рублей, дороже, чем «Апостол» Ивана Фёдорова.
У истоков этого удивительного издания стоял президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. В 1841 году, готовя проект свода гравированных изображений памятников культуры и быта Древней Руси, Алексей Николаевич писал: «Цель сего сочинения состоит в том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, обряды, одежды духовные, военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и просвещения, промышленности, искусства, ремесла и разные предметы в общежитии сделались известными — посредством ваяния или рисования - во всей их точности и с сохранением их характера или вида».
Для реализации этого замысла Оленин предложил кандидатуру своего давнего воспитанника по Академии художеств, бывшего крепостного, в 32 года ставшего академиком живописи, — Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892).
Сын ярославского крестьянина, Солнцев провёл детство в деревне. 14-летним он приехал в Петербург к отцу, служившему тогда кассиром императорских театров. За недюжинные способности юношу приняли в Академию художеств. Отмеченный и обласканный Олениным, Солнцев стал бывать в доме своего начальника, познакомился там с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским, К.П. Брюлловым.
Присматриваясь к молодому художнику, Оленин поручил Солнцеву зарисовку «рязанских древностей» - золотых и серебряных украшений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой Рязани. Полученный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению направили в специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяния, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих истории».
Оружейная палата и соборы Московского Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новгородский Софийский собор, Ярославль, Торжок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим - таков далеко не полный перечень мест, где работал художник.
«Только благодаря ему сохранились многие важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях». Эта оценка деятельности Солнцева была дана ещё в конце XIX века.
К сожалению, Оленину, так много сделавшему для того, чтобы собрать воедино и опубликовать рисунки Солнцева, осуществления этой своей мечты увидеть не удалось: 17 апреля 1843 года он умер.
Однако уже через год, 27 апреля 1844 года, по распоряжению Николая I был создан специальный комитет для издания «Древностей Российского государства». Его председателем стал археолог, историк и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф СТ. Строганов. В комитет вошли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург, директор московских театров и Оружейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф. Вельтман, с 1842 года занимавший пост помощника директора Оружейной палаты.
Комитет взял на себя подготовку научного и справочного аппарата. Солнцев готовил главное — рисунки для воспроизведения. Император, покровительствовавший проекту, выделил 100 тысяч рублей золотом.
Работа над изданием протекала не всегда гладко. Так, готовя первый выпуск, редакторы «забыли» указать имя художника, и лишь «высочайшее» замечание изменило ситуацию.
Первый том «Древностей» увидел свет в 1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каждый том рисунков приходился дополнительный том с пояснениями. «Теперь это издание, т. е. полные его экземпляры, составляют большую редкость», - писал сам Солнцев через 30 лет после выхода первого тома. Эти годы прошли для художника на редкость плодотворно. Он много работал: оформлял Исаакиевский собор, с 1858 года до самой смерти являлся попечителем Общества крестьян-художников.
Ф.Г. Солнцев умер 3 марта 1892 года. И главный памятник ему — шесть монументальных томов «Древностей Российского государства», включающих свыше 700 цветных хромолитографий с рисунков Солнцева, что составляет менее одной десятой части от всех зарисовок, исполненных Фёдором Григорьевичем.
О значении труда Солнцева лучше всех сказал В.В. Стасов: «Для художественного познания Древней Руси рисунки Солнцева, появившиеся в «Древностях Российского государства», имеют такое же громадное значение, как для научного - «История Государства Российского» Карамзина. Оба издания явились у нас настоящим откровением».
Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. [Отделения 1-6.] Москва, типография Августа Семена, 1849-1853. Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112 л. иллюстраций. Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. Ill, XIV, 119 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. Ill, XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций. В шести цельнокожаных переплётах работы известного английского мастера Дж. Райта, о чём свидетельствует тиснение на нижних подвёртках передних форзацев каждого тома. На крышках тиснённые золотом орнаментальные рамки, на корешках золототиснёные орнамент и заглавия на французском языке. Тройной золотой обрез. 53x37 см.