Жар-птица (1921-1926 годы)
«Жар-птица» - лучший русскоязычный иллюстрированный журнал 1920-х годов, достойно продолжавший традицию, заложенную в начале XX столетия легендарными «Миром искусства» и «Золотым Руном». С 1921 по 1925 год выходил в Берлине, последний номер в 1926 году был напечатан в Париже.
Место и время рождения «Жар-птицы» никак нельзя назвать случайными. К началу 1920-х годов в Германии сформировалась многочисленная русская колония, а гиперинфляция, захлестнувшая страну, превратила её в рай для издателей, нашедших здесь условия, при которых выход книг обходился намного дешевле, чем где-либо в Западной Европе. Всё это вызвало на берегах Рейна «русский книжный бум»: только в Берлине работало тогда около 50 русских издательств. Одно из них - «Русское искусство» - и стало учредителем нового элитарного иллюстрированного журнала. Финансовое управление «Жар-птицей» взял на себя директор издательства - А.Э. Коган, литературным редактором был назначен популярный поэт-сатирик Саша Чёрный.
Задуманный как ежемесячный, журнал уже с 9-го номера перешёл в разряд двухмесячных, но и в этом режиме удержать его не удавалось: в 1921 году появилось пять номеров (причём два последних - сдвоенные), в 1922 году вышли четыре номера, в 1923-м - три, в 1925-м и 1926-м - по одному. Всего же за шесть лет существования журнала увидели свет 14 номеров.
Несмотря на финансовые трудности, издатели всячески стремились поддерживать художественный и полиграфический уровень журнала: номера печатались на прекрасной мелованной бумаге, к сотрудничеству привлекались лучшие литераторы и художники-оформители.
Для каждого номера заказывались отдельные авторские обложки, причём исполнителями избирались признанные мастера книжной графики. Так, обложку для № 1 готовил С. Чехонин, для №№ 2, 4, 5 и 14 - И. Билибин, для №№ 3 и 9 - Б. Кустодиев, для № 10 - Н. Гончарова, для № 11 - Б. Григорьев, для №№ 3, 12 -М. Ларионов, для № 13 - Л. Бакст.
Заявив о себе как о журнале общекультурного направления, «Жар-птица» печатала на своих страницах стихи и прозу, театральные обзоры, критические очерки, рецензии. Причём авторы текстов подбирались не менее тщательно, чем художники. С изданием сотрудничали «лучшие перья» русского зарубежья: В. Ходасевич, К. Бальмонт, А.Н. Толстой, А. Ремизов, Б. Зайцев, Н. Тэффи. В качестве иллюстраций использовались произведения В. Шухаева, Н. Рериха, Л. Пастернака, К. Сомова, С. Судей-кина, Г. Лукомского, А. Яковлева, М. Шагала.
Впечатление, которое журнал производил на современников, точно передаёт заметка, появившаяся в берлинской русскоязычной газете «Время» в августе 1921 года: «Тяжёлые политические события последних лет, разбившие нормальную жизнь России, казалось, погребли надолго и русскую культуру и русское искусство: в России по голой земле бродит уныло голый человек в поисках куска хлеба, а за границей русские эмигранты, оторванные от России, занимаются сплетнями и обвинениями друг друга в несчастьях России. Но вот появилась «Жар-птица» и показала нам, что русское искусство живо, что оно по-прежнему велико и что мы можем по-прежнему им гордиться».
Жар-Птица. Ежемесячный литературно-художественный иллюстрированный журнал. Берлин, Париж, художественное издательство А.Э. Когана «Русское искусство», 1921-1926. [Редактор А.Э. Коган.] 1921. №№ 1-5. 1922. №№ 6-9. 1923. №№ 10-12. 1925. № 13. 1926. № 14. В двух художественных цельнокожаных переплётах, выполненных в 1930-х годах известной таллинской переплётной мастерской Таска. Кожа - красно-коричневая, с «пламенем» (цвета «пера жар-птицы»). На верхних крышках и корешках - золототиснёные заглавия. Шрифт тиснения воспроизводит шрифт заглавий печатных обложек, сохранённых в переплёте. Форзацы украшены сценами сказочных сюжетов, связанных с жар-птицей. 35х26 см. В картонной коробке. №№ 1-13 печатались в Берлине, № 14 - в Париже. Средний объём - 40 крупноформатных с. с многочисленными иллюстрациями и рекламой.