Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси (1854 год)
Гюстав Доре
Если бы Гюстав Доре дожил до появления «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, то он вполне мог бы оспорить авторское право на одну из самых знаменитых идей мирового авангарда: ведь именно с «чёрного квадрата» начинается сатирическая книга Доре «Живописная история Святой Руси», появившаяся в разгар Крымской, или, как её чаще называют на Западе, Восточной кампании. Однако для двадцатидвухлетнего художника, с пятнадцати лет публиковавшего свои шаржи и карикатуры в популярных парижских журналах, заштрихованный квадратик явился отнюдь не символом непознаваемости окружающего мира, а проиллюстрировал его собственное представление о зарождении Руси, что и пояснялось в подписи к картинке, открывающей альбом: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков». Любопытно, что эпиграфом для своего труда Доре взял ту же цитату из Горация, что и ранее Пушкин для второй главы «Евгения Онегина»: «O ms!..» - «О деревня!». Обоих привлекло созвучие латинского слова и названия страны. Неслучайно под горациевой строкой Пушкин поставил тогда собственное: «О Русь!»...
Общеизвестно, что политическая карикатура считается одним из сложнейших сатирических жанров, требующих от художника высокого уровня мастерства, обширных знаний, быстрой реакции и, естественно, своего особого взгляда на происходящее. Нельзя не признать, что, судя по «Истории Руси», у молодого тогда ещё Доре всё это уже имелось в избытке.
Впрочем, для окружающих стремительный прогресс художника не казался чем-то сверхъестественным: все знали, что, помимо недюжинных способностей, Доре обладал фантастическим трудолюбием. Один из его близких друзей рассказывал: «Я не думаю, что Гюстав спал в среднем более трёх часов в сутки. Удивительно, что он не сошёл с ума, хотя всё шло к этому. Но он никогда не жаловался ни на какое физическое недомогание, даже на головную боль, но только работал, работал и работал». По словам другого приятеля, Доре вставал очень рано и за одно утро мог сделать до шести рисунков.
Вне всякого сомнения, именно так, на одном дыхании, создавались и карикатуры для «Истории Руси»: начитывание источников, выбор сюжетов и моментальное их воплощение. Можно только восхититься построением книги, на двухстах страницах отразившей главные события в жизни огромной империи на протяжении многих веков. Текстовки не уступают картинкам. Так, ещё в самом начале автор прослеживает родство между словом «славяне» и французским «esclaves» - рабы, что задаёт тональность всему дальнейшему повествованию. Задача издания ясна: Россия - страна, находящаяся в состоянии войны с Францией, и русских необходимо показать варварами, чья область обитания - за пределами европейской цивилизации, дикарями, из поколения в поколение приученными лишь беспрекословно повиноваться своим жестоким и бездарным правителям.
Особо пристальное внимание Доре привлекают ключевые фигуры российской истории - Иван Грозный, методично уничтожающий собственных подданных, и Пётр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако более всего достаётся, естественно, Николаю I. Карикатура, изображающая российского императора отдающим приказания безголовым генералам, вероятно, лучший образчик графической сатиры на николаевское царствование не только в европейском, но и в русском искусстве XIX века. По своей тональности она предвосхищает будущие знаменитые иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вполне по-щедрински смотрятся и воспроизведённые Доре картинки «диких» российских нравов: обыватели, чьи рты замкнуты на замок, помещики, играющие в карты на крепостных, которые тут же вязанками лежат на игорных столах, и т. д. Завершает книгу вполне символичная сцена - Наполеон III ружейным прикладом запихивает в глотку Николая I цифры: «1812». Смысл очевиден - Франция будет отмщена.
Конечно же, труд Доре - это злободневный политический памфлет, сборник пропагандистских карикатур, книжка-однодневка, каких немало выходило тогда и во Франции, и в России (об одном из отечественных «ура-патриотических» изданий - альбоме П. М. Боклевского «На нынешнюю войну» см. второй выпуск Библиохроники).
Но уже в этих наскоро изготовленных картинках присутствуют твёрдость руки, зоркость глаза и едкий, насмешливый ум - всё то, что в скором времени прославит Гюстава Доре как великого иллюстратора произведений Данте, Сервантеса, Ариосто, Кольриджа, Лафонтена, Перро, Бальзака, Готье и, конечно же, Рабле...
Доре Гюстав (Dore Gustave; 1832-1883)
Histoire pittoresque, dramatique et caricaturale de la Sainte Russie d'apres les chroniqueurs et historiens Nestor, Nikan, Sylvestre, Karamzine. Segur etc. commentee et illustree de 500 magnifiques gravures par Gustave Dore gravees sur bois par toute la nouvelle ecole sous la direction generale de Sotain, Graveur de l' Histoire de Russie, de batailles, de portraits, de paysages, de genre, de fleurs, d'animaux, de crustaces et de plantes rares. Paris: J. Bry aine, libraire-editeur de l'«Histore de Russie», de Rabelais, de Walter-Scott, de lord Byron, des voyages et des veillees litteraires illustrees; 27, rue Guenegaud, 1854. [Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др., прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методе новой школы под общим управлением Сотэна, гравёра «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений. Париж: Ж. Бри-старший, книготорговец, издатель «Российской истории», Рабле, Вальтера Скотта, лорда Байрона, иллюстрированных литературных путешествий; 27, улица Генего, 1854]. 207 с. с иллюстрациями; иллюстрации -500 ксилографий. В полукожаном переплёте конца ХХ века, имитирующем переплёты середины XIX века. В верхней части корешка на ярлыке красной кожи золототиснёное заглавие. Форзацы «мраморной» бумаги. Печатные иллюстрированные обложки сохранены. 28х19,5 см. Цена 4 франка. Ввоз книги в Россию был затруднён в связи с цензурным запретом.