Иллюстрированный альманах (1848 год)
История этого так и не пришедшего к читателю альманаха подробно рассказана Н.П. Смирновым-Сокольским: «В объявлении о подписке на журнал «Современник» на 1848 год (второй год издания его Н.А. Некрасовым) было указано, что обещанное помещение политипажей в самом журнале практически оказалось малоудобным, а потому редакция, не желая оставаться в долгу у подписчиков, решила выдать безденежно, в виде приложения к журналу, особый «Иллюстрированный альманах». Альманах был отпечатан, выход его в свет согласован с цензурой, но появиться ему на свет было всё-таки не суждено. Цензура решила вдруг пересмотреть уже данное на его выпуск разрешение и, что называется, «сыграла отбой». Альманах был категорически запрещён к выпуску в продажу. Тираж его в связанных пачках был свален на чердаке у Некрасова (в несброшюрованном виде). Когда через десять лет хватились этих пачек, было обнаружено, что часть их была сожжена в печке, а часть (весьма небольшая) разворована лакеем Некрасова, который продал несброшюрованные экземпляры альманаха петербургским букинистам. Некоторые из этих экземпляров, почти всегда в плохой сохранности и неполные, покупались и бережно сохранялись любителями. Экземпляры полные и хорошей сохранности - большая библиографическая редкость»
Предпринимая издание «дочернего» альманаха с целью увеличения числа подписчиков «Современника», Н.А. Некрасов и И.И. Панаев предполагали собрать под одной обложкой произведения самых популярных русских литераторов того времени - И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. По различным причинам это намерение оказалось осуществлённым лишь частично. Литературную часть альманаха составили повести А.Я. Панаевой, А.В. Дружинина, Е.П. Гребенки, рассказы В.И. Даля, А.В. Станкевича, Ф.М. Достоевского, И.И. Панаева, А.Н. Майкова, а также сказка М.А. Сааруни «Три Хашаша».
Формальным поводом для цензурного запрета послужили повести «Семейство Тальниковых» А.Я. Панаевой и «Лола Монтес» А.В. Дружинина. По мнению цензоров, именно по вине таких произведений «родительские власть и права делаются ненавистными». Но всё же роковыми для судьбы альманаха оказались не они, а помещённые в альманахе карикатуры, о которых в том же цензурном донесении было сказано: «Они не должны быть допускаемы ни в каком случае. Пущенные в ход карикатуры не остановятся на одних литераторах и артистах. Любители изданий такого рода захотят потом выводить в них и администраторов».
Карикатуры, о которых идёт речь, были выполнены художником Н.А. Степановым по специальному заказу Н.А. Некрасова и служили предметом особой гордости издателей. «Мы завербовали себе Степанова, и он нарисовал нам несколько отличных карикатур», - радостно извещал Некрасов Тургенева. Известно, что Степанов рисовал сразу на литографском камне, который ему привозили прямо на дом из типографии. Сюжеты и персонажей для зарисовок он находил в своих альбомах карикатур, а затем копировал акварельные или карандашные портреты-шаржи через кальку или стекло. В результате тщательного отбора, осуществлённого совместно художником и редакторами издания, героями степановских карикатур стали композитор А.С. Даргомыжский, литераторы Н.В. Кукольник и А.А. Кра-евский, молодой писатель Ф.М. Достоевский, трагик В.А. Каратыгин, издатель «Северной пчелы» Ф.В. Булгарин (карикатура «Я ловко танцевал мазурку»), его сотрудник Л.В. Брант, а также сами Н.А. Некрасов, И.И. Панаев и Н.А. Степанов. Но даже эта готовность создателей альманаха выставить себя на суд публики в смешном виде не смогла смягчить сердца российских цензоров.
Помимо карикатур Степанова, альманах украсили однажды уже запрещённые к публикации рисунки А.А. Агина к гоголевской «Повести о капитане Копейкине», иллюстрации П.А. Федотова, в том числе к рассказу Ф.М. Достоевского «Ползунков», сюжетные сценки М.Л. Неваховича и М.А. Сааруни.
Из писем Н.А. Некрасова видно, что на полиграфические расходы, гонорары художникам, оплату гравёров и литографов денег не жалели. В общей сложности альманах обошёлся в 4000 рублей серебром, сумму для того времени немалую. Гибель альманаха больно ударила по «Современнику», принеся ему непосредственные убытки и понизив число подписчиков на журнал.
Сохранились свидетельства, что выкраденные из квартиры Некрасова пачки несброшюрованных тетрадей «Иллюстрированного альманаха» букинисты покупали на вес, а затем сами составляли из них книжки. Так как очень часто в их распоряжении оказывались не все тетради, то дошедшие до наших дней экземпляры очень сильно разнятся, прежде всего числом иллюстраций, печатавшихся на отдельных листах и предназначавшихся для вклейки в книжный блок.
Экземпляр, представленный в Библио-хронике, имеет не только все иллюстрации, значащиеся в «оглавлении статей и картинок» альманаха, но и карикатуру, запрещённую цензурой ещё при выдаче разрешения на его публикацию - «Белинский, не узнающий свою статью после её напечатания».
Иллюстрированный альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым. Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1848. [4], 138 с. с иллюстрациями, 17 л. иллюстраций. В современном цельнокожаном переплёте работы А.А. Рузайкина стилизованном под переплёты середины XIX века. На корешке тиснённые золотом заглавие и суперэкслибрис: «А. и С.В.» - «Алексей и Сергей Венгеро-вы». Узорная золототиснёная подвёртка. Узорные форзацы с растительным орнаментом. 23x14,5 см.