Исследование о скопческой ереси (1844 год)
Владимир Даль
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля скопцам и скопчеству посвящена обширная статья, не только поясняющая эти понятия, но и дающая оценку самому явлению: «Скопить кого - оскоплять, делать скопцом, телесно лишать мужества, холостить, исказить, делать кажеником; говорится и о женщине, хотя дело это сомнительно. Себя скоплю, себе рай куплю. Скопец м., скопица, скопчиха ж. - оскоплённый, холощёный, каженик. Раскольничий толк скопцов вышел из христовщины, хлыстовщины, чающих спасения от заморения плоти, для чего и скопятся; ждут второго пришествия: Спаситель прикатит в огненной колеснице, ударит в Ивановский колокол (в Москве) и соберёт на царство своё верных детушек своих. Нет изувернее и безобразнее этого толка. Ныне скопцы завладели меняльным промыслом. Все страсти их обратились в корысть и стяжание». Знание великим лексикографом столь специфичной темы имеет своё объяснение: за два десятилетия до выхода «Словаря» в свет Даль несколько месяцев напряжённо занимался изучением «скопческой ереси» и даже написал о ней книгу, ставшую величайшей редкостью сразу же после публикации, а с течением времени прочно вошедшую в число легенд книжного мира. Случилось это в 1843-1844 годах, когда Даль, в прошлом военный моряк и военный врач, а в ту пору — популярный литератор, печатавший свои произведения под псевдонимом Казак Луганский, служил чиновником особых поручений при министре внутренних дел графе Льве Алексеевиче Перовском. Граф, высоко ценивший деловые качества и писательский талант своего подчинённого, решил именно ему доверить задание, полученное от императора: составить обширную записку об основах скопческого учения, а также о количестве последователей и главных местах распространения данной ереси.
Скопчество возникло в России во времена правления Екатерины II, когда произошёл раскол в секте хлыстов. Причиной размежевания стал вопрос о плотском грехе: по мнению одних, «свальный грех» после молений-радений являлся проявлением божьей благодати, другие утверждали, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путём оскопления. За полстолетия скопчество распространилось в Центральной России, Сибири, Москве и Петербурге. Так как среди приверженцев учения имелось немало людей состоятельных (владельцев меняльных лавок и ювелирных мастерских, биржевых маклеров, зажиточных крестьян), то при рекрутировании в секту ими нередко использовались подкуп, давление на должников, выкуп малолетних детей у родителей и пр. Кроме того, скопцы не признавали власти царствующего императора. Всё это вызывало настороженность и обеспокоенность правительства. Потому-то, по замыслу Николая I, заказавшего министерству внутренних дел записку о скопцах, её следовало отпечатать небольшим тиражом и разослать высшим сановникам империи для ознакомления с проблемой, становившейся год от года всё более серьёзной.
В распоряжение Даля были предоставлены различные архивные документы, в том числе материалы многочисленных полицейских расследований по делам скопцов. Первый указ об их преследовании был издан ещё Екатериной II в 1772 году, и в нём говорилось о том, что они вредны и опасны своим изуверством и что местным властям следовало их отлавливать и карать. Изучив все доступные ему свидетельства, Владимир Иванович составил капитальный труд, объединяющий сведения об учении скопцов, о его разновидностях и течениях, пророках, последователях и жертвах.
Прежде всего, им было дано объяснение возникновения феномена скопчества: «Религиозным основанием его в христианстве был неправильно понимаемый текст изречения Спасителя о скопцах, «иже исказиша сами себе царствия ради небесного» (Евангелие от Матфея, XIX, 12)... Слова Священного Писания, которые должно понимать в переносном духовном смысле, были поняты скопцами буквально и приняты как необходимое условие спасения: условие, без коего человек, обуреваемый плотскими страстями, никогда не сподобится наград, обещанных праведникам». Затем следовало краткое описание самого процесса оскопления: «В настоящее время у наших скопцов операция оскопления совершается просто: посредством отсечения «удесных близ-нят», как называют они семенные ядра, долотом, ножом или другим острым орудием после предварительной крепкой перевязки мошонки тонкой ниткой или верёвочкой. У женщин вырезываются, выжигаются или вытравляются сосцы у грудей, отрезываются вовсе груди, уродуются различным образом детородные части вырезыванием малых губ, клитора или даже части больших губ. В строгом смысле изуродованных таким образом женщин нельзя назвать скопчихами, потому что операция тут вовсе не имеет того же значения, как у мужчин, но по намерению, с коим она произведена, и по общему духу секты женщины эти, бесспорно, принадлежат к толку скопцов». Однако наибольшее внимание Даль уделил скопческой мифологии, считая, что именно она объясняет своеобразие мировосприятия и поведения российских скопцов: «Главное основание лжеучения скопцов состоит в том, что они ожидаемое всеми христианами второе и последнее пришествие Иисуса Христа почитают уже исполнившимся, утверждая, что Сын Божий по неизреченному милосердию своему к роду человеческому, ныне утопающему в страстях, не хотя погубить создание своё до конца, во второй раз воплотился на земле и распинается на кресте (то есть страждет от гонений и казни) за наше спасение, претерпевая гонения от иудеев и фарисеев (то есть от духовного и гражданского правительства). О воплощении, рождении и жизни этого второго Христа своего они рассказывают исполненную безумства и крайней нелепости сказку, а именно: будто бы родился он от бывшей императрицы Елизаветы Петровны, чистой Девы, по благовествованию Иоанна Богослова от Святого Духа и что он был то самое лицо, которое потом царствовало на русском престоле под именем блаженные памяти императора Петра III Фёдоровича».
Итак, традиционное для российской ментальности преклонение перед верховной властью нашло отражение даже в среде скопцов: гонимые, объявленные вне закона, они провозгласили своим покровителем того, кто этот закон устанавливает, - императора. Но из всех представителей царствующей династии ими был выбран правитель наименее мужественный, умерщвлённый по воле жены, неудачник и мученик - Пётр III. Причём в скопческих легендах он, сын герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского и русской принцессы Анны Петровны, появляется на свет от тётки, императрицы Елизаветы, а история его жизни и гибели обрастает самыми невероятными подробностями: «По наиболее распространённому между скопцами баснословию, императрица Елизавета разрешилась от бремени в Голштинии и, по возвращении затем в Россию, будучи предъизбрана к житию святому, сама царствовала только два года, а иные даже утверждают, не царствовала вовсе, но, оставив вместо себя одну из наперсниц своих, имевшую совершенное с нею сходство как в чертах лица, так и в свойствах душевных, сама удалилась в Орловскую губернию, где поселилась в доме одного крестьянина-скопца под именем простой женщины Акулины Ивановны... По сказкам других скопцов, разрешение Елизаветы Петровны от бремени последовало в России, и Пётр III был немедленно по рождении отправлен в Голштинию, где, достигнув отрочества, принял оскопление. Когда, по достижении совершенных лет, Пётр Фёдорович вступил в брак, то супруга его, императрица Екатерина II, узнав о неспособности его к брачной жизни, возненавидела его, начала гнать и приняла твёрдое намерение лишить жизни, как только представится удобный к тому случай. Такой случай и представился по вступлении Петра III на императорский престол. Склонив на свою сторону вельмож, Екатерина, по буесловию скопцов, решилась привести в исполнение намерение своё в Ропшинском дворце, где на ту пору император имел пребывание, но Пётр, сведав о том, подкупил часового, поменялся с ним платьем и в солдатском одеянии успел тайно скрыться, а на месте его был убит часовой, оставшийся в его платье. Другие бредят, что часовой, принадлежа сам к скопцам и узнав в заключённом своего Спасителя, сам добровольно принял за него мученический венец, отпустив узника для спасения человечества в мир. Ошибка тогда же сделалась известна Екатерине, но убитый солдат был объявлен и похоронен под именем императора. Избежав таким образом смерти, Пётр Фёдорович три дня скрывался от поисков без пищи, сидел в каком-то каменном столбе, проживал у колонистов и, наконец, бежал в Москву, где, живучи тайно между скопцами, начал свою проповедь». Вследствие этого многие скопцы не признавали верховной власти здравствовавшего императора, ибо истинным последователям учения следовало видеть своим правителем только «царя Петра Фёдоровича, которому они принадлежат по вере».
К чему же стремились последователи скопчества? По их мнению, рассказывает Даль, после исполнения ряда пророчеств мир, преображённый скопцами, «существовать будет вовеки. Тогда искоренится вся нечистота, то есть плотское совокупление, род человеческий будет размножаться единственно от целования, и земля превратится в рай, такой, каким был он при первых людях, Адаме и Еве, до грехопадения, которое, по их мнению, и состояло именно в плотском смешении, запрещённом заповедью Божьей. Так как в это время уже все люди без исключения будут скопцами, то они не умрут, но должны пребыть в таком состоянии бесконечное время, во веки веков, а умершие до того скопцы будут блаженствовать душами своими на Седьмом Небе. Души грешников, умерших неоскоплёнными, повергнутся в ад, где протекает огненная река, и предадутся мучениям, состоящим в неизреченных терзаниях совести». Эту часть своего исследования Даль завершил словами: «Замечательно, что чистое, по-видимому, начало могло породить в учении столь чудовищные бредни, а на деле обратить скопцов в житейском и нравственном отношениях во врагов человечества нетерпимых ни в каком обществе».
Таким образом, собрав и обобщив материалы по истории и верованиям российского скопчества, Даль - учёный-этнограф, лексикограф и фольклорист, к тому времени уже 6 лет являвшийся членом-корреспондентом Академии наук, - создал ещё один обстоятельный научный труд. Но на последних страницах «Исследования» учёный уступил место чиновнику, чтобы тот изложил свои рекомендации, как именно следовало правительству бороться с еретиками. Меры предлагались самые жёсткие: «Скопцы - не люди и никогда не могут быть превращены снова в людей. В них нет уже человеческих чувств, они оторваны от общества навсегда, а между тем представляют живой пример и соблазн для людей слабоумных, изуверных, легковерных, корыстных или вообще склонных, по недостатку самостоятельности, к принятию чужих мнений и мыслей. Это язва, которую можно искоренить, но вылечить нельзя... Скопцы могут быть безвредны в таком только обществе, где у них внешними обстоятельствами отнята всякая возможность совращать и уродовать людей: то есть в местах, заселённых иноверцами, в особенности мусульманами. Там этот чудовищный толк неминуемо должен будет прекратиться с смертью нынешнего изуродованного поколения. Налагая сами на себя печать отвержения, неизгладимый признак, по коему они всегда и везде легко могут быть узнаны, скопцы не могут скрываться, обманывая правительство и выдавая себя за православных, как делают это многие другие раскольники. Следовательно, эта чудовищная ересь может быть уничтожена. Но для этого необходимо самое строгое, точное, единодушное и добросовестное исследование, предпринятое единовременно по всему государству. Отечество наше лишилось бы чрез то осьми или десяти тысяч не только бесполезных, но и крайне вредных членов, и тем дело было бы кончено. Затем оставалось бы только наблюдать, чтобы безобразное лжеучение не возобновлялось, чего не трудно достигнуть, удаляя немедленно каждого, впавшего вновь в это изуверство, из среды незаражённого общества».
Известно, что Николай I внимательно прочёл работу Даля. Трудно сказать, совпадение ли это, но очень скоро многие мысли, высказанные в «Исследовании о скопческой ереси», оказались воплощены в жизнь. Так, в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года были включены статьи, согласно которым «распространение раскола, сопровождающееся насильственными действиями», наказывалось ссылкой в каторжную работу на рудниках на срок от 12 до 15 лет и телесному наказанию плетьми с наложением клейм, а сама принадлежность к «ересям, соединённым со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою и других», каралась ссылкой в Сибирь. Тогда же правительство стало практиковать насильственное переселение скопцов на Кавказ.
Судьба книги Даля о скопцах сложилась драматично. П. И. Мельников-Печерский, один из первых биографов Казака Луганского, рассказывал: «Когда это исследование, написанное по высочайшему повелению, представлено было графом Перовским государю, он был очень доволен и спросил об имени автора. Когда же Перовский назвал Даля, император Николай Павлович поспешил осведомиться, какого он исповедания. Владимир Иванович был лютеранином, и государь признал неудобным рассылать высшим духовным и гражданским лицам книгу по вероисповедному предмету, написанную иноверцем».
«Исследование о скопческой ереси» В. И. Даля вышло ограниченным тиражом: по разным данным, было напечатано от 20 до 100 экземпляров. Большая их часть хранилась среди бумаг Л. А. Перовского. В 1856 году граф умер, и, согласно легенде, один из канцелярских чиновников сжёг всё, что счёл уже ненужным, в том числе книги Даля.
За год до смерти Владимир Иванович перешёл в православие.
[Даль Владимир Иванович (1801-1872)]
Исследование о скопческой ереси. Печатано по приказанию Г.<осподина> Министра внутренних дел. [Санкт-Петербург], 1844. [2], 238 с. 5 л. иллюстраций - литографий тоном. В марокеновом переплёте с сохранением издательской печатной обложки. На крышках рамки и орнамент золотого и блинтового тиснения. На корешке ярлык зелёной кожи с золототиснёным заглавием. Золототиснёные подвёртки. Форзацы «мраморной» бумаги. Тройной торшированный обрез. 22,5х13,5 см. Малотиражное издание в прекрасной сохранности. Считается, что практически все экземпляры книги были сожжены в 1856 году. Исключительная редкость.