Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве (1883 год)
Михаил Мостовский
Храм Христа Спасителя в Москве – главный российский памятник Отечественной войне 1812 года. О полной драматизма судьбе первого проекта храмового комплекса, выполненного А. Л. Витбергом, уже говорилось в настоящем выпуске Библиохроники.
О том же, что происходило позднее, т. е. о выборе места для Храма в центре Москвы, об утверждении проекта К. А. Тона, о ходе строительства и, наконец, о внешнем облике и внутреннем убранстве грандиозного собора подробно рассказывает книга М. С. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве».
Выпускник Московского университета Михаил Степанович Мостовский служил учителем географии в 3-й московской гимназии. Подготовил и опубликовал несколько популярных учебных пособий и среди них выдержавший более десяти переизданий «Учебник географии России». Был отмечен московским генерал- губернатором В. А. Долгоруковым, пригласившим его занять место чиновника по особым поручениям. Позже стал правителем канцелярии Комиссии для построения Храма Христа Спасителя. Тогда же получил задание составить описание Храма. Три года Мостовский посвятил сбору и обработке архивного материала. Результатом этого кропотливого труда явилась книга «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве». После завершения строительных работ и упразднения комиссии Мостовский был назначен непременным членом Губернского присутствия по крестьянским делам. Позже заведовал иностранным отделением канцелярии московского генерал- губернатора. Дослужился до чина действительного статского советника. Помимо этого, принимал участие в комиссии по устройству в Москве водопровода и канализации, заведовал учебною частью в двух приютах Ведомства благотворительных учреждений императрицы Марии, являлся одним из учредителей Московского литературно-художественного кружка.
Книга Мостовского содержит подробнейший рассказ обо всех этапах возведения Храма. О возрождении идеи собора-памятника Отечественной войне 1812 года в годы правления Николая I автор говорит так: «Государь император Николай Павлович, благоговея к памяти своего царственного брата и высокому значению его благочестивого обета, приказал составить новый проект Храма, который бы не представлял особенно важных затруднений к осуществлению его. Из многочисленных представленных проектов отдано предпочтение проекту К. А. Тона, который и удостоился высочайшего одобрения и утверждения 10 апреля 1832 года, а для приведения в исполнение этого проекта была организована особая Комиссия под председательством московского генерал-губернатора. Строителем Храма назначен составитель проекта архитектор К. А. Тон. Построение Храма, начатое в 1839 году при председателе князе Д. В. Голицыне, окончено в 1881 году при председателе князе В. А. Долгорукове, который в течение своего генерал-губернаторства в Москве по званию председателя Комиссии, руководя всеми её делами, начал и довершил всё внутреннее благолепие этого всероссийского памятника».
Как указывает Мостовский, место для Храма нашёл лично император: «Место для сооружения Храма избрано самим государем императором Николаем I вблизи священного Кремля на левом берегу реки Москвы, где находился Алексеевский женский монастырь. Более удачного пункта избрать было невозможно: хотя берег для предположенного сооружения ниже того, на котором находится Кремль, но всё-таки он настолько ещё высок, что вполне выказывает величие Храма, гармонируя с видом Кремля, но не подавляет его громадностью своих размеров».
Имея в своём распоряжении всю документацию, связанную с возведением собора, Мостовский скрупулёзно описывает деятельность различных государственных и общественных учреждений, так или иначе участвовавших в организации его строительства. Итак, в 1834 году был учреждён Временный комитет, а в 1837 году – постоянная Комиссия при московском генерал-губернаторе для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя. Вскоре после этого состоялась торжественная церемония, призванная символизировать преемственность вновь возводимого Храма заложенному ранее на Воробьёвых горах. Мостовский пишет: «20 июня 1838 года происходило по высочайшей воле торжественное перенесение с Воробьёвых гор в Успенский собор тех вещей, которые были положены при первой закладке церкви, для хранения их впредь до закладки Храма на вновь избранном месте. Для совершения этой церемонии около каменного столба, заключавшего в себе вещи первой закладки Храма и прикрытого плитою, устроена была деревянная площадка. От этой площадки вплоть до реки тянулась на протяжении 136 сажен (290 м) тесовая настилка в 3 аршина (более 2 м) ширины с поручнями, а через Москву-реку в Лужники был наведён временный мост. По окончании литургии в приходской церкви села Воробьёва поднята была плита, покрывавшая каменный столб. Митрополит московский Филарет, вынув крестообразную вызолоченную доску, передал её одному из протоиереев для несения. Мраморные плитки вынуты были председателем и членами комиссии и положены в приготовленные для них два ящика, которые понесли в процессии чиновники, окружённые членами комиссии. Торжественным шествием все вынутые предметы были перенесены в Успенский собор и помещены в ризнице его за печатью комиссии, а на том месте Воробьёвых гор, где они сохранялись более 20 лет, император Николай Павлович приказал соорудить часовню». Впрочем, как указано в примечании, часовня эта так и не была построена.
10 сентября 1839 года прошла торжественная закладка Храма, приуроченная к празднованию двадцатипятилетней годовщины окончания Отечественной войны и взятия Парижа. В книге даётся подробное описание празднества: «На предназначенном для этой цели месте была устроена изящная палатка, а вокруг неё сформирована площадь и сделаны подмостки для зрителей. Ещё накануне, то есть 9 сентября, были принесены к месту строения Храма хранившиеся в Успенском соборе вещи первой закладки Храма в 1817 году и после совершения московским митрополитом Филаретом молебствия с водоосвящением положены в перевезённый с Воробьёвых гор тот же самый гранитный камень, в котором они хранились с 12 октября 1817 по 20 июля 1838 года. В день закладки от Успенского собора до места, предложенного для сооружения Храма, стояли войска по всему направлению, предназначенному для церемониального шествия. Перед окончанием литургии придворные чины, генералитет, сенаторы и чины гражданского ведомства собрались в Кремле близ колокольни Ивана Великого. В половине двенадцатого приехал император Николай Павлович со свитою, и тотчас же началось церемониальное шествие, направившееся через Тайницкие ворота по набережной до Кремлёвского сада, потом около решётки до Боровицких ворот, а от них по Моховой и Пречистенке до места закладки. Во главе процессии шли инвалиды 1812 года, за ними – чиновники Комиссии для построения Храма, чины гражданского ведомства, сенаторы, генералы, участвовавшие в войне 1812 года, сто диаконов, двести священников и протоиереев, девять архимандритов, три епископа и митрополит позади чудотворных икон Божией Матери Иверской и Владимирской. За митрополитом следовал государь в сопровождении наследника цесаревича Александра Николаевича, великого князя Михаила Павловича, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, эрцгерцога Австрийского, принца Прусского, принца Нидерландского, генерал- фельдмаршала князя Варшавского, членов Государственного совета, министров, чинов двора и генералитета. Когда процессия прибыла на место закладки, высокопреосвященный митрополит Филарет после водоосвящения произнёс молитву на основание Храма… После этого государь собственноручно положил в прежний камень, вмещавший в себя предметы закладки 1817 года, крестообразную вызолоченную доску с вырезанной на ней надписью и две плитки протопоповского мрамора: одну – со своим именем, другую – с именем императрицы. Такие же плитки были положены наследником цесаревичем, великим князем Михаилом Павловичем, наследными принцами и митрополитом. Кроме креста и каменных плиток, положены в закладке золотые и серебряные монеты чекана 1839 года, а именно: 30 полуимпериалов, 24 пятизлотника, 60 четвертаков, столько же двугривенных, пятиалтынных и гривенников… Желая увековечить в памяти народной торжество закладки Храма, император Николай Павлович приказал выбить 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых медалей почти двух вершков (около 9 см) в диаметре, изображающих с одной стороны всевидящее око с надписью: “Не нам, не нам, а имени Твоему”, то есть то же самое, что изображено на медали 1812 года, на другой стороне медали вычеканены фасад Храма и надпись: “Завещал Александр I, начал исполнение Николай I”. Золотые медали, кроме членов императорской фамилии, получили иностранные принцы, находившиеся при закладке, председатель и все члены комиссии, московский митрополит, князь Варшавский и главный архитектор, серебряные розданы русским и иностранным особам, находившимся в то время в Москве, бронзовые получили чиновники Комиссии и участвовавшие в сооружении Храма».
Подробно перечисляя все этапы строительства, Мостовский называет имена городских чиновников, художников и архитекторов, сыгравших наиболее заметную роль в сооружении собора. Кстати, одним из живописцев, работавших над росписью внутреннего убранства Храма, был брат А. П. Чехова – Николай Павлович Чехов. Особое внимание автор уделяет подведению итогов деятельности комиссии, в которой он сам являлся правителем канцелярии: «Сооружение Храма совершалось под руководством особо учреждённой в 1837 году Комиссии, которой были дарованы права отдельного совершенно независимого ни от какого министра учреждения. Во главе Комиссии состояли, согласно особому высочайшему повелению, московские генерал-губернаторы, которые непосредственно представляли государю императору всеподданнейшие доклады, касающиеся благоустройства Храма… Второе место после председателя Комиссии занимал вице-президент, а за ним пять членов: два по искусственной части, один заведовавший делами, губернский предводитель дворянства и городской голова. При разрешении вопросов духовного содержания принимали участие высокопреосвященные митрополиты и их викарии. При Комиссии состояла канцелярия, архитекторский состав и чертёжная. Вот деятельность, которой заявила себя Комиссия. При генерале от кавалерии князе Д. В. Голицыне с 1839 по 1843 год составлены и утверждены правила и штат Комиссии, положен первый камень основания, устроен фундамент Храма, возведены стены его до той высоты, на которой оканчивается цоколь, сделаны подземные водосточные трубы вокруг Храма и начата облицовка протопоповским мрамором. При генерале от инфантерии князе А. Г. Щербатове с 1843 по 1848 год продолжалась кирпичная кладка Храма и облицовка цоколя мрамором, сделана подбутка крылец, устроен аттик, основания четырёх малых куполов, тамбур главного купола с вырубкою на нём украшений, карниз главного купола, отлиты чугунные водосточные трубы и начата постановка горельефов. При генерал-адъютанте графе А. А. Закревском с 1848 по 1859 год окончен колоссальный свод большого купола, сооружены металлические главы и крыши, позолочены главы и установлены кресты, сделаны крыльца с парапетами, подоконники в 16 окнах тамбура, временные рамы двери и пневматические печи, облицованы мрамором парапеты, арки и четыре малых купола с вырубкою надписей и украшений, исполнена и установлена значительная часть горельефов и заказаны на колыванской шлифовальной фабрике 18 яшмовых колонн для украшения Храма, устроены крыльца и четыре лестницы на хоры. При генерал-адъютанте графе С. Г. Строганове с 29 апреля по 12 сентября 1859 года продолжалось исполнение вышепоименованных начатых работ. При генерал-адъютанте П. А. Тучкове с 1859 по 1864 год устроены наружные бронзовые двери с рельефными на них изображениями, бронзовая вызолоченная балюстрада на кровле Храма, заказаны образцовые бронзовые двери внутри Храма, балюстрада для галереи главного купола, бронзовые перила для хорной лестницы, оштукатурены свод и пояс главного купола, приступлено к заготовлению лабрадора, порфира и итальянских мраморов и к исполнению внутренней пробной облицовки лабрадором и шокшинским порфиром ¼ части Храма, исполнены бронзовые рамы для главного купола и поручено профессору А. Т. Маркову исполнение живописи в куполе. При генерале от инфантерии М. А. Офросимове с 1864 по 1865 год продолжалось заготовление материалов для облицовки и исполнение начатых работ. При генерал- адъютанте князе В. А. Долгорукове с 1865 по 1883 год утверждён новый штат Комиссии… Профессор Марков окончил живопись большого купола, оштукатурены стены верхних и нижних коридоров и малые купола, исполнена вся внутренняя облицовка лабрадором и шокшинским порфиром, окончены мозаичные работы… Для хорных приделов устроены из белого мрамора малые иконостасы, главный иконостас с инкрустациями, с бронзовым золочёным над ним шатром, мраморный пол в средине и нижнем коридоре Храма, мозаические полы на хорах, мраморные киоты для средины, коридоров и приделов Храма, престолы, жертвенники, аналои, пьедесталы для крестов, запрестольных икон, хоругвей и кружек, Царское и архиерейское места, мраморные плиты в коридорах Храма и вырублены на них имена воинов, раненых, убитых и награждённых в сражениях 1812–1814 годов, исполнена живопись во всём Храме и орнаментная его роспись, бронзовая балюстрада на хорах, бронзовые с расчеканкой двери внутри Храма и перила для хорных лестниц, бронзовые рамы для хорных и коридорных окон вместе с мраморными к ним подоконниками, бронзовые люстры, люстры-лампады, подсвечники, канделябры, наружные фонари на крыльцах Храма и вообще все бронзовые работы, устроены из финляндского гранита тротуар вокруг Храма и четыре площадки крылец, исполнена вся серебряная утварь, облачения, хоругви, мебель, ковры, маты и разные деревянные работы: тамбуры, пьедестал для плащаницы и пр. Отлито и повешено 14 колоколов».
Далее даётся описание непосредственно Храма: «Общий характер здания, согласно высочайшей воле, напоминает древние русские церкви. Основание Храма представляет равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа. Фасад одинаков со всех четырёх сторон. Каждая лицевая сторона оконечности креста делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя более крайних. Всех столбов кругом Храма тридцать шесть. Они поддерживают карниз, на котором помещаются двадцать полуциркульных сверху заострённых арок: по три арки на передних концах креста и по две – на выступах, в углах здания. Столбы на исходящих углах имеют восьмигранную форму с семью выступными сторонами, что же касается до столбов на средней части оконечностей креста, то сечение их представляет пять выступающих сторон, а во входящих углах – по три выступающие стороны. На переднем фасе каждой оконечности креста, между пьедесталами столбов, устроены три входных двери с широкими откосами. Всё здание увенчано пятью главами, из которых средняя значительно больше прочих, она придаёт всему строению единство и полноту. Круглая стена средней главы лежит на восьмигранном основании. Прочие главы поставлены на выступающих углах между концами креста и имеют форму восьмиугольных башен или колоколен. Стиль куполов, покрывающих большую и малые главы, соответствует общему характеру здания: они сверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей. В малых башнях повешено 13 колоколов. Высота Храма, считая от основания до вершины креста, простирается до 48½ сажен (103,5 м), диаметр большого купола – до 14 сажен (30 м), пространство, занимаемое Храмом, вместе с крыльцами, составляет 1500 квадратных сажен (3 200 кв.м), собственно же внутренность Храма занимает пространство 876½ квадратных сажен (1870 кв.м). Исключив из этого числа те места, где народ не может стоять во время богослужения, остаётся около 600 квадратных сажен (1280 кв.м), на которых может поместиться молящихся 7 200 человек. Расстояние от входных врат на западной стороне до солеи, или же возвышения, что у Царских врат – 58¼ аршин (41,6 м), а от входных врат северных и до южных – 100½ аршин (71,4 м). Что же касается до кубического содержания воздуха в Храме, то его вмещается в нём 283 510 кубических аршин (201 632 куб. м). Фасад украшен двумя рядами рельефных изображений: одни помещены выше верхнего карниза, в полуциркульных арках, другие – по нижнему краю пьедесталов, так что эти изображения приходятся и над арками входных врат, и над нижними окнами. Четыре колоссальные столба, помещающиеся внутри Храма, поддерживают здание. От расположения этих столбов и порталов образуются две стены: внутренняя и наружная, а между ними коридор двух сажен ширины (4,2 м), идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего Храма. Верхнюю часть коридора составляют украшенные живописью хоры с двумя устроенными в них приделами: во имя Святителя и чудотворца Николая и Святого Благоверного князя Александра Невского. Главный же Храм посвящён Рождеству Христа Спасителя. Всё здание освещается 60 окнами: из них 16 устроены в главном куполе, 36 – над хорами и 8 – в коридоре. Окна имеют длинную, вверху закруглённую форму, снаружи они симметрично расположены между колоннами, стоящими на кронштейнах и соединёнными вверху арками. Капители и базы колонн, арки и кронштейны украшены резьбою».
Особого внимания заслуживает глава «Храм как исторический памятник». В ней описаны помещённые в нижнем коридоре Храма 177 мраморных плит с хронологическим изложением событий Отечественной войны, текстами манифестов и рескриптов, а также перечнем имён отличившихся, убитых и раненых во время той или иной битвы. Вот, к примеру, текст плиты, посвящённой сражению при местечке Городечно в Гродненской губернии, состоявшемуся 31 июля 1812 года между частью 3-й русской резервной армии генерала А. П. Тормасова (около 18 тысяч человек), австрийским корпусом князя Шварценберга и саксонским корпусом Ренье (вместе около 40 тысяч человек): «Сражение при Городечне. Командовавший войсками: генерал от кавалерии Тормасов. Участвовавшие войска: пехотные полки Витебский, Владимирский, Днепровский, Костромской, Козловский, Куринский, Нашебургский, Псковский, Ряжский, Тамбовский и Эстлянд- ский; егерские полки 10, 11, 14, 25, 28 и 32; драгунские полки Стародубский, Таганрогский и Тверской; Александрийский и Павлоградский гусарские полки; Татарский уланский и Евпаторийский татарский полки; Донские казаки, батарейные роты №№ 9-го, 12-го и 18-го; конные роты №№ 11-го, 12-го и 34-го. Убиты: Екате- ринославского гренадерского полка – поручик Бестужев-Рюмин; пехотных полков: Днепровского – подпоручик Терлецкий, Тамбовского – подпоручик Чутин 3-й, Эстляндского – подпоручик Иванов, 10 егерского полка – подпоручик Гойденко. Ранены: генерал-майор Соколов 1-й, пехотных полков: Могилёвского – майор Крюков, Навагинского – капитан Неёлов, Тенгин- ского – поручик Озерский, Эстляндского – капитан Чурилов, поручики: Гельфрейх, Косо- буцкий и Мордарьев, подпоручики: Ивов и Михайлов, прапорщик Якубовский, 25-го егерского полка – майор Громмека. Выбыло из строя нижних чинов 1500. Отличились: генерал- адъютант граф Ламберт; генерал-майоры: Инзов, Сиверс, Чаплиц и Корнилов, полковники: Красовский, Ольдекоп и подполковник князь Мада- тов. Получили отличие: Псковский пехотный и 11-й егерский полки. Награждены: Орден Святого Георгия 3-й степени: генерал-майор князь Щербатов 1-й, Орден Святого Георгия 4-й степени: генерал-майор Башилов, полковники Гей- денрейх, Полторацкий, Сталь и Тандефельд, подполковники: Быковский и Рейтерн, майор Любимов. Пожалованы Георгиевскими трубами: Костромской и Владимирский пехотные полки, 28-й и 32-й егерские полки». Все эти сведения были предоставлены Комиссии для построения Храма Военно-учёным комитетом при военном министерстве.
Мостовскому было поручено подготовить свою книгу к освящению Храма. Первоначально оно намечалось на 1881 год, но было отложено из-за гибели Александра II. Церемония, состоявшаяся 8 июля (26 июня) 1883 года, явилась частью коронационных торжеств императора Александра III. Её участникам вручали специально отчеканенную медаль с надписью «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III», а также книгу М. С. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве». Один её экземпляр в специальном подарочном оформлении был поднесён императору. Усердие Михаила Степановича не осталось незамеченным. Некоторое время спустя он получил августейшее послание, в котором говорилось: «Благодарю Вас за труд. Знайте, что книга Ваша лежит у меня на столе».
«Историческое описание» М. С. Мостовского многократно переиздавалось. Впрочем, о достоинствах этой книги, о её популярности у читателей и о том, какую роль ей довелось сыграть в восстановлении разрушенного большевиками Храма, уже рассказывалось в первом выпуске Библиохроники, где было представлено её издание 1891 года.
Мостовский Михаил Степанович (1831–1907)
Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве: Составил по поручению Высочайше утверждённой Комиссии для построения Храма, на основании имеющихся документов, правитель ея канцелярии М. Мостовский. Москва: Типография С. Орлова, 1883. 1 л титул, 1 л. шмуцтитул, II, 199, [2], CXXIII, IV c., 10 л. иллюстраций – фотогравюр фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». В полукожаном переплёте московской мастерской А. Ланга. После реставрации. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке с бинтами золототиснёный цветочный орнамент и ярлык красной кожи с тиснённым золотом заглавием. Форзацы «мраморной» бумаги. 24х15 см. На переднем форзаце ярлык переплётной мастерской: «А. Lang. Bucchandlung. Moscau» («А. Ланг. Переплётная мастерская. Москва» – нем.).