Историческое описание торжества, происходившаго при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 1817 года, 12 Октября (1818)
Павел Соколов
Зимой 1812 года остатки разгромленной французской армии отступали в Европу через Вильну (нынешний Вильнюс). Как пишет Павел Соколов, именно в этом городе император Александр I после изгнания войск Наполеона из пределов России «от лица торжествующей России пред лицом Неба и Земли изрек Обет Всевышнему, в знак благодарности воздвигнуть в Первопрестольном граде Москве храм во имя Христа Спасителя».
Александр I сдержал свое обещание: в 1813 году был издан Манифест и объявлен конкурс на проект Храма Христа Спасителя. Победителем стал молодой художник, академик Александр Лаврентьевич (Карл Магнус) Витберг. Будущий зодчий родился 15 января 1787 г. в семье выходцев из Швеции. В 1802 г. Витберг поступил в академию художеств. Учился блестяще. Но объявленный императором конкурс настолько воодушевил Витберга, что он оставляет занятия живописью и посвящает себя созданию проекта храма-памятника. Именно его работу и одобрит Александр I, хотя конкуренция была очень большая - около 20-ти проектов на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени.
А задача перед проектантами ставилась нетривиальная. Недаром Павел Соколов восклицает: «Таков будет Храм Христа Спасителя, который удивит Вселенную своим великолепием».
Удивить Вселенную... В этом порыве как будто сошлись устремления и императора Александра I, и академика Карла Витберга. Оба были не чужды увлечению мистицизмом, оба были масонами. Экслибрис Александра I на экземпляре книги Соколова, представленном в «Библиохронике», недаром содержит известные масонские символы - глаз, вписанный в треугольник, с исходящими в разные стороны лучами.
Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным по вертикали. Друг над другом должны были быть расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб; этот храм предполагалось соорудить в толще берегового склона Москвы реки, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц;
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.
Место на Воробьевых горах тоже выбрано неслучайно. «Воробьевы горы находятся на полуденной стороне от Кремля, между Калужскою и Смоленскою дорогами, имеют перпендикулярно высоты 32 сажени, - отмечает Соколов. - Словом сказать, с Воробьевых гор не только вся Москва, но и ея окрестности видны, и горы сии быв в запустении, как бы ожидали великих событий 1812-го года; и там, где прежде царствовала безмолвная тишина, где хоры птиц, испещренные цветами долины и журчащие ручьи служили украшением сих мест, - там увидим памятник великих событий, сооруженный рукою Александра I, - памятник, к которому избавленные чуждые народы придут на поклонение, и скажут в сердце своем: “се место селения Господня, се дом славы Его”. Придут и да поклонятся Тебе Боже! рекше: “Велик Бог Россов”. Увидят памятник чудес Божиих, излиянных на нас, который возвестит грядущим временам славу России, и да позднейшее потомство не укорит нас в неблагодарности».
Сооружение действительно задумывалось грандиозное. «Чтобы дать хотя малое понятие о сем Храме я сообщаю почтеннейшим читателям для любопытства некоторыя сведения, - пишет Павел Соколов. - Главный размер сего великаго Храма есть следующий: высота всего строения, считая от подошвы горы до Креста, около 110-ти сажень, <то есть 235 м; самое высокое на тот момент искусственное сооружение в мире!>, лестница шириною более 50-ти сажень, начинается в 70-ти саженях от предположенной у сего места набережной Москвы реки и продолжается через 5 огромных уступов, которые служат основанием сему зданию...»
Стороны террасы перед нижним храмом должны были украшать две триумфальные колонны высотой по 106 м. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, захваченные у французов на территории России, для другой - за рубежом. Витберг задумывал поместить в нижнем храме списки с именами всех погибших в войне 1812 года. Факт беспрецедентный в русской истории!
Церемонии закладки этого, по сути, мемориального комплекса и посвящена книжка Павла Соколова. Одна из самых важных и ответственных ролей в этой церемонии отводилась Витбергу. «Г-н Академик Александр Лаврентьевич Витберг, сочинитель плана и фасада сего Храма, поднес Его Императорскому Величеству вызолоченную медную крестообразную доску с следующею надписью:
“В лето 1817-е месяца Октября в 12-й день Повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Александра Павловича <…> заложен сей Храм Господу Нашему Спасителю Иисусу Христу во Славу Пресвятаго Имени и в память неизглаголенных милостей, какие благоволил явить нам, даровав спасение любезному Отечеству НАШЕМУ в 1812-е лето, и прославив в НАС крепкую десницу Свою, сокрушающую брани”».
Эта закладная доска должна была быть замурована в углубление гранитного монолита, приготовленного заранее: «Г. Витбергом поднесены Государю Императору на двух серебряных вызолоченных блюдах на 1-м мраморный камень, серебряный и вызолоченный молоток и лопатка, а на 2-м растворенная известь». Павел Соколов точен до мелочей. Он, например, сообщает даже размеры поднесенных императору блюд: «1-е блюдо было мерою 9-ти вершков, а 2-е с вензловым именем Государя Императора, мерою в 12 вершков». И такая дотошность Соколова объяснима - по-видимому, он черпал многие подробности непосредственно от Витберга. Так, он пишет: «Когда же гранит, в котором положены были сии камни, был покрыт плитою такового же гранита, толщиною в 3 вершка, то народ настоятельно требовал открыть оный, чтобы мог видеть заложенные камни, почему Г-н Витберг приказал удовлетворить любопытству народа. На другой день гранит сей был обложен Московским белым камнем. Все сии сведения и прочие получены мною от сего почтенного художника, делающего своим искусством большую честь Отечеству».
Александр I щедро отблагодарил Витберга - «Господин Витберг по заложении Храма в тот же день Государем Императором произведен Всемилостивейше в чин Коллежского Асессора». А немного позже, 24 декабря 1817 года, Карл Магнус Витберг принимает православие. Теперь он - Александр Лаврентьевич Витберг. Его крестным отцом был император Александр I. Неслучайно, в тексте книги Соколов именует Витберга то Карлом, то Александром.
И тут же Соколов подчеркивает: «План и фасад Храма сочинял Г-н Академик Карл Витберг, коему и производство строения Высочайше поручено». По иронии судьбы, это был одновременно и звездный час академика Витберга, и начало чёрной половины жизни талантливого архитектора.
Понимая, что у него нет ни опыта, ни деловой хватки, необходимых для руководства возведением такого грандиозного сооружения, Витберг пытается отказаться от руководства строительством. Безуспешно. На возведение Храма было отпущено восемь лет. В 1821 году получено разрешение на проведение земляных работ; в 1823 году начинается заготовка камня для строительства. Для этого понадобилось провести работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки (камень добывался в Верейском уезде). Но вывезти большие партии камня так и не удалось: воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня. Эта неудача, по подсчетам Витберга, стоила казне 300 тысяч рублей. В 1825 году он едет в Петербург на аудиенцию к Александру I, чтобы рассказать самодержцу о злоупотреблениях, творящихся на стройке. Тот дает указание разобраться, но через два месяца, в декабре, император умирает.
Новый император России, Николай I, приказал приостановить все работы. Создается специальный комитет по расследованию обстоятельств строительства Храма. В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание». Витберга обвиняют в растрате казенных сумм.
Начался длительный и муторный судебный процесс, который длился до 1835 года. Витберг был признан виновным «в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне». В покрытие государственного долга все имущество его было реквизировано и продано с торгов. В том же 1835 году Александра Витберга отправляют в ссылку в Вятку с запрещением служить.
Многие современники отстаивали честное имя Витберга. Судя по сохранившимся воспоминаниям и документам, Александр Лаврентьевич был человеком редкой честности. В этом есть какая-то изощренная издевка судьбы: вольный каменщик оказался просто жертвой «строительной мафии», как сказали бы сейчас.
Из ссылки он вернулся в Петербург в 1840-х годах...
А в 1838 году прошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на месте Алексеевского монастыря. Освящён этот храм был 23 мая 1883 года.
Александр Лаврентьевич Витберг ничего этого уже не увидит. В 1855 году он умер в нищете и безвестности.
Павел Иванович Соколов. Историческое описание торжества, происходившаго при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах при Высочайшем Присутствии Его Императорского Величества Государя Императора Александра Павловича, Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны, Государыни Императрицы Марии Федоровны, Государя Великаго Князя Николая Павловича и Его Королевскаго Высочества Прусскаго Принца Вильгельма, 1817 года, Октября 12. / Москва, в типографии Августа Семена, 1818. - 49 с. + 1 л. илл., + 15 л. чистых. Тираж не указан. 18,6 х 11,7 см.
В цельнокожаном переплете эпохи с золотым тиснением по крышкам и корешку. На фронтисписе - план Храма Христа Спасителя. На передней и задней крышках - золотой суперэкслибрис Александра I. Форзацы из бумаги под «булыжник»; тройной красный обрез; синее шелковое ляссе. На форзаце наклеен Ex Libris Александра I и марка библиотеки с указанием места хранения.