История города Углича (1844 год)
Фёдор Киссель
«Сограждане! Позвольте на несколько минут занять ваше внимание близкими вашему сердцу родными вам происшествиями славного в истории Углича!» - таким обращением открывалось исследование о древнем русском городе учителя исторических наук Угличского уездного училища Фёдора Харитоновича Кисселя.
Первый краевед Углича, который попытался соединить воедино разрозненные сведения, как о возникновении города, так и о его жизни на протяжении минувших нескольких столетий, приехал учительствовать в город в 1833 году. Любя историю и прожив здесь несколько лет, Киссель с «великим удовольствием собирал, покупал и с жадностью читал старинные полуистлевшие рукописи о древних событиях Углича». Посещая местные вечера в доме купца И. С. Серебренникова, он познакомился там со всей угличской элитой. Объединял же собиравшихся любителей старины интерес к тайнам трагедии царевича Димитрия. Фёдор Харитонович часто бывал в этом доме, пользовался богатой библиотекой хозяина с любовно собранными старинными книгами, списками древних документов, и результат не заставил себя долго ждать - он «заразился» желанием написать полную историю провинциального города «в систематическом и хронологическом порядке».
Так родилась книга уроженца Чернигова Фёдора Кисселя: «Я писал историю Углича для угличан... История Углича столь же связана с историей России, как и Углич со всею Россиею и угличане со всеми русскими, потому история Углича была бы не полная и не везде понятная без пояснения её историей России.»
Летописная традиция приписывала основание города Угличе-поле Яну Плесковитичу, возможно брату княгини Ольги. Действительно, вплоть до XIX века в городе существовала местность, носившая название «Яново поле». Из нескольких дат, которые могли бы считаться началом строительства города, учёные остановились на 937 годе. А первое официальное летописное указание на Углич восходило к 1148 году, когда великий князь киевский Изяслав Мстиславич с союзниками совершил поход против ростово-суздальского князя Юрия Долгорукова. В этой Ипатьевской летописи поселение упоминалось как раз под названием «Угличе-поле».
Происхождение названия города пытались объяснить по-разному. То ли Волга образовывала здесь угол, то ли другая речка в Волгу впадала под углом. Возможно, в древности здесь выжигали уголь. А была версия, что имя городу дали переселенцы с реки Угли из Приднепровья: полководец князя Игоря - Свенельд, покоривший угличан, переселил их в Ростовскую область на Волгу. Эту теорию подтверждал В. Н. Татищев, но опровергал Н. М. Карамзин. Как бы там ни было, «при самом своём рождении деревенька Углич росла, расширялась, увеличивалась и развивалась в своих силах и средствах, подобно Вавилону, Карфагену, Афинам, Риму и другим селениям, которые впоследствии сделались историческими городами».
Уже с 1218 года Углич являлся столицей небольшого Угличского удельного княжества. В начале XIV века права на княжество продали московскому государю Ивану Калите, после чего Угличское княжество выделялось в удел различным младшим князьям. Углич несколько раз был сожжён монголо-татарами, литовцами и поляками.
Во второй половине XV века здесь княжил сын Василия II Андрей Большой. Для Углича его тридцатилетнее правление стало временем расцвета города. Деревянные стены кремля укрепили, был выстроен богато украшенный княжеский дворец. Часть деревянных храмов заменили каменными соборами. Вдоль кремлевской стены, за посадом, выросли слободы: Кузнечная, Гончарная, Оружейная. Подъезд к Угличу охраняли построенные в те же годы монастыри. Но как всегда и бывает, сила и могущество князя вызвали подозрение московского царя Ивана III. В 1491 году угличский князь Андрей Большой, приехавший в Москву, был схвачен и посажен в темницу Переславля-Залесского, а его сыновей сослали в северные монастыри.
С тех пор Углич стал полностью зависеть от Москвы. Потомки его князей проживали уже в столице Московского царства. Во время правления Ивана Грозного Углич перешёл к младшему брату царя Юрию. Угличские воины храбро сражались вместе с московским государем за Казань. А местные жители даже построили деревянную крепость, сплавленную потом по Волге, которая явилась основанием города Свияжска.
После смерти Ивана Грозного в 1584 году его младший сын Димитрий был отправлен с матерью в Углич под надзор людей Бориса Годунова. Описанная многими историками и писателями драма произошла 15 мая 1591 года, когда восьмилетнего мальчика, последнего представителя московской линии дома Рюриковичей, нашли с перерезанным горлом во дворе дворца. Главный колокол города созвал всех на площадь, и поднялся бунт. Считая виновными в убийстве царевича государственных дьяков Битяговского и Качалова, угличане растерзали их, разрушили приказную избу. За беспорядки в городе казнили около 200 человек. Мать царевича насильно постригли в монахини. «Пострадал» и набатный колокол: его было велено «сбросить с колокольни, и на площади, лишив крестного знамени, вырвать язык и отрубить одно ухо, наказать 12 ударами плетью и сослать в Тобольск». Доставленный в Тобольск только через год, корноухий колокол городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть в приказной избе, сделав на нём надпись «первоссыльный неодушевлённый с Углича».
Здесь хотелось бы немного прервать рассказ о славном городе и вспомнить ещё одну деталь в биографии автора представленной первопечатной истории Углича. На одном из вечерних чаепитий в 1848 году в доме Ивана Семёновича Серебренникова собравшиеся решили ходатайствовать перед правительством о возвращении в Углич из Тобольска «ссыльного колокола». Фёдор Киссель также принял активное участие в поисках сведений об угличском колоколе. Поручителем решили выбрать известного славянофила И. С. Аксакова, приезжавшего в Углич в качестве чиновника по особым поручениям. Аксаков с радостью взялся помочь: «На днях я получил эту просьбу, подписанную более чем 40 подписями: более и места не достало. Они просят м<инист>ра исходатайствовать у государя позволение возвратить им их колокол, на их счет, основывая свою просьбу на любви к древностям и старине русской и, наконец, прибавляют, что этот колокол, свидетельствующий о привязанности их к царскому дому, будет напоминать им и прежние гонения Годунова, и теперешние благодеяния государя». Так началась тяжба между Угличем и Тобольском. Но, к сожалению, Фёдору Харитоновичу, как, впрочем, и другим членам кружка И. Серебренникова, не суждено было дожить до окончания этой истории. Колокол возвратили «из ссылки» лишь в 1892 году и водрузили в церкви царевича Димитрия-на-крови, которая была построена на месте его убиения в 1692 году вместо деревянной часовни.
Как известно, после смерти Ивана Грозного и царевича Димитрия в политической жизни России образовалась сложнейшая ситуация, которая положила начало событиям, названными историками Смутным временем. В данном месте зародилась и династия Романовых - угличанка боярыня Ксения Шестова была матерью первого царя Михаила. В 1601 году Углич с окрестностями пожаловали принцу Густаву, несостоявшемуся жениху Ксении Годуновой. А через несколько лет после долгой осады город был стерт с лица земли - но так просто не сдался. Угличане во главе с Елизаром Карсаковым, Богданом Неведреевым, Богданом Нагиным и Иваном Лаптевым стояли насмерть: «Лучше падем на гробы отцов своих, чем сдадимся живыми!»
После разорения Углич поправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и от моровой язвы. К 1620 году там насчитывалось всего 47 дворов. Царь Михаил Федорович всеми силами старался восстановить город своих предков. По его указу были наделены землей и угодьями разрушенные в Смуту монастыри, Угличу даровано самоуправление и налоговые льготы. Заново отстроили стены кремля, каменные храмы и жилые дома. Во второй половине XVII века Углич разделялся на 3 части: крепость, или княжий город, земляной город и стрелецкие слободы, а угличские ремесленники снабжали всё русское государство селитрой, которую доставляли в Пушечный приказ Москвы.
В 1708 году Углич вошёл в состав Ингерманландской, а с 1719 года Санкт-Петербургской губернии. Потом решили присоединить его к Московской губернии. К середине XVIII столетия Углич окончательно сформировался как город купцов и ремесленников и с 1777 года стал уездным городом Ярославского наместничества, переименованного впоследствии в губернию.
В городе работали несколько небольших кожевенных, полотняных и бумажных фабрик, выпускались знаменитые «углицкие» колбасы и сливочное масло, пользовавшиеся большим спросом в обеих столицах. К концу XIX века Углич пришёл в упадок - отсутствие железных дорог негативно сказалось на реализации местной продукции. Но Углич довольствовался ролью скромного провинциального города, на жизнь которого почти не влияли события в стране.
А наш автор, Фёдор Харитонович Киссель, умер в 1852 году, дожив только до 44 лет. Похоронили его на Георгиевском кладбище, которое до наших дней не сохранилось. Остался лишь автопортрет угличского историка, который он написал когда-то с помощью двух зеркал. Но память о нём жива среди угличан и по сей день. В 2008 году было создано Угличское родословнокраеведческое общество, носящее имя первого краеведа города Ф. Х. Кисселя.
Киссель Фёдор Харитонович (1808-1852)
История города Углича. Сочиненная Угличского Уездного Училища Учителем исторических наук Федором Кисселем. Ярославль: Губернская типография, 1844. 419, [1], 3, [1], II с. Современный составной переплёт: кожаный корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением; гравированные издательские обложки сохранены. На титульном листе гравированная виньетка. Редкое провинциальное издание. 23,7x13,3 см.