Описание Киевопечерской Лавры (1847 год)
[Евгений Болховитинов.]
Ещё во времена Нестора-летописца КиевоПечерская Лавра уже была старейшим монастырем, но «не по началу оныя, а по заимствованию от неё Устава церковного и монастырского другими отечественными обителями». Её основатель, преподобный Антоний, вернувшись с Афонской горы в Киев около 1050 года, ходил по разным церквам города, но так нигде и не сумел остановиться. Тогда нашёл он на холме в лесу пещеру двух сажень, которую до пришествия его выкопал будущий митрополит Киевский Иларион. Недалеко от пещер находилась летняя резиденция св. князя Владимира, где он и почил в мире, - Берестово с храмом Спаса на Берестове. Село это отстояло от Киева в трёх верстах, было окружено болотами и непроходимыми лесами, в которых водились дикие звери и скрывались разбойники. В таком небезопасном месте, в Иларионовой пещере и поселился преподобный Антоний.
Слава о великом молитвеннике быстро разошлась по всей округе. Великий князь Изяслав приходил к нему за благословением и часто беседовал со старцем, монахи сходились сюда для «сожительства». Первое Антониево Братство состояло только из четырех человек. Но преподобный, любя уединение, оставил их и начал копать себе особую пещеру на расстоянии от первой в 110 сажен, на месте, ныне именуемом Ближние Пещеры, и переселился туда. Опять сошлась к нему братия, уже количеством в 20 человек, которые не могли вмещаться в трёх Пещерных церквах при общей молитве. Там образовался сложный подземный лабиринт ходов и келий. Тогда, по просьбе Антония, князь Изяслав подарил монастырю землю на горе над пещерами. И построили сначала там открытую церковь во имя Успения Богородицы, а потом уже и целый монастырь над пещерами: «Игумен и Братия заложиша Церковь велику и Монастырь огородиша столпием и Кельи поставиша многи и оттом прозвася Печерский монастырь; быша бо прежде жили Чернцы в печере». В 1062 году монастырь назвали Печерским.
Росло число братства - и уже ни Пещеры, ни монастырь, созданный на горе над ними, не вмещали их. Тогда преподобный Антоний и помощник его, игумен Феодосий, стали помышлять об устроении нового монастыря. По преданию, один варяжский князь Симон, сын князя Африкана, молитвами преподобного спасшийся от смерти в сражении русских князей с половцами на реке Алтее в 1068 году, видел на облаке изображение будущей церкви. Такое же видение церкви на облаке узрели и четыре искусных строителя из Константинополя, которые неожиданно пришли в Киев для возведения сей обители. А само место обозначил князь Святослав Ярославич, случайно приехавший на Берестово поле и своими руками начавший копать там ров под основание.
В 1240 году полчища Батыя разорили Печерский монастырь. Много монахов было убито, кому-то удалось бежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до XIV века, когда он был отстроен и даже стал усыпальницей князей и местной знати. Но уже через несколько десятилетий обитель разграбили и сожгли, на этот раз войска крымского хана Менгли Гирея.
В следующем веке, несмотря на повсеместное окатоличивание украинских земель, монастырю удалось выстоять. Киево-Печерская обитель продолжала оставаться духовным и культурнопросветительским центром Украины. В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при монастыре типографию, которая долгое время оставалась самой крупной в Киеве. Была известна далеко за пределами города и иконописная мастерская. В 1688 году монастырь получил статус Лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским».
Во времена гетмана Ивана Степановича Мазепы, который проявлял особую заботу о Лавре, она была обнесена укреплённой каменной стеной. Со стороны Днепра стены были снабжены бойницами и не раз спасали монастырь от нападений. Его стараниями были также построены многие монастырские здания в так называемом «мазепинском» архитектурном стиле - стиле украинского барокко.
Чудовищный пожар 1718 года в Киеве не обошёл стороной и Киево-Печерскую Лавру. Он уничтожил все деревянные постройки на территории монастыря, в огне сгорели также архив Лавры и библиотека. В 1720 году началось восстановление центра монашеской жизни. В это же время стали возводить Великую Лаврскую Колокольню, которая вплоть до середины ХХ века была самым высоким строением в Киеве.
В XIX веке Киево-Печерская Лавра объединяла уже вокруг себя 6 монастырей: Главный, Ближние Пещеры, Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь. Все русские государи проявляли заботу и внимание по отношению к монастырю и хотя бы один раз в своей жизни побывали здесь: Алексей Михайлович и Пётр Великий, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. В 1911 году в Лавре был похоронен выдающийся государственный деятель Российской Империи - Пётр Аркадиевич Столыпин.
Октябрьская революция разрушила многовековой уклад великой русской святыни. В 1918 году был убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир, монахов подвергли репрессиям. Монастырь закрыли. Имущество Лавры национализировали: конфисковали все драгоценности, земли и недвижимость. На территории монастыря был создан «Всеукраинский музейный городок» - Государственный заповедник Киево-Печерская Лавра как Музей атеизма. Но верующие, уже под видом экскурсантов, продолжали посещать монастырские святыни.
Тяжёлые потери понесла Лавра и во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года взорвали Свято-Успенский собор, причём до сих пор не выяснили, кем и зачем это было сделано. После занятия гитлеровскими войсками территории Киева в 1941 году, на землях Нижней Лавры возобновил свою деятельность монастырь, но через 20 лет монастырь вновь упразднили. И только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, Киево-Печерская Лавра была заново открыта.
Киево-Печерская Лавра всегда занимала одно из центральных мест во всей истории, жизни и системе русского иночества - являлась очагом религиозно-нравственной и культурнопросветительской жизни украинского и русского народов. И вот уже почти тысячу лет сверкают над днепровскими кручами золотые купола Лавры - одной из главных святынь христианского православного мира.
[Болховитинов Евфимий/ Евгений Алексеевич (1767-1837)]
Описание Киевопечерской Лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер. 3-е издание, исправленное и умноженное. Киев: Печатано в типографии Киевопечерской Лавры, 1847. 340, [4] с.; ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с потухшим тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением; дореволюционные штампы. На последнем форзаце наклеен экслибрис знаменитого русского предпринимателя, мецената Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), выполненный не менее знаменитым художником Евгением Лансере. Гравированный фронтиспис с видом Лавры (грав. А. Афанасьев). 6 гравированных планов в конце книги на отдельных вклейках. По Обольянинову, в третьем издании должен быть ещё один план Лавры с восточной стороны, который отсутствует в нашем экземпляре. 26,5х21 см.