История гравюры и литографии в России (1924 год)
Эрих Голлербах
Полупоэт, полуфилософ,
Полуэстет, полумудрец,
В потоке мировых вопросов
Он захлебнётся наконец.
Так писал о себе Э.Ф. Голлербах - историк искусства, поэт, философ, литературовед, художник-график, коллекционер и, наконец, один из величайших русских библиофилов ХХ столетия.
Голлербах родился в семье булочника: его отец, обрусевший немец, владел пекарней и булочной в Царском Селе - этой колыбели поэтов и императоров. Гордившийся тем, что являлся царскосёлом в четвёртом поколении, посвятил своей «малой родине» одну из самых нежных и поэтичных книг - «Город муз» (1927).
Голлербах закончил Царскосельское реальное училище, затем - естественный факультет Петербургского университета. В 1915 году дебютировал в печати статьёй «Ценность индивидуализма». С 1918 года некоторое время работал в различных музеях, но вскоре окончательно перешёл к литературной деятельности. С 1923 года заведовал художественной частью Государственного издательства в Ленинграде и состоял председателем Ленинградского общества библиофилов.
Ещё со школьных лет Голлербах увлекался собирательством русских и иностранных книг, эстампов, рисунков. Одарённый художник-график, он овладел искусством гравирования и сам иллюстрировал некоторые свои издания. Поэтому «История гравюры и литографии в России», выпущенная им в 1924 году, интересна тем, что написана не только теоретиком, но и практиком искусства.
Свой интерес к гравюре - «рисунку, вырезанному на металле, дереве или камне и оттиснутому на бумаге», - автор объясняет тем, что «на протяжении веков она была почти единственным способом воспроизведения художественных созданий и выполняла многообразную и ответственную роль книжной иллюстрации». В России, где гравюра зародилась значительно позднее, чем в Западной Европе, она, тем не менее, утверждает Голлербах, «почти с исчерпывающей полнотой отразила историю русской жизни за последние два - три столетия. События внешней и внутренней политической жизни, сухопутные и морские сражения, придворные празднества, народные гуляния, триумфальные процессии, дипломатические конгрессы, театральные представления, маскарады и фейерверки, наконец, громадная вереница портретов исторических людей, деятельность которых в той или иной мере влияла на судьбу России, портреты писателей, художников, музыкантов, артистов, своим талантом и умом способствовавших развитию и процветанию русского искусства, - всё это составляет содержание русских гравюр. Несомненно, мы не имели бы сведений о внешности многих исторических лиц, если бы их не запечатлело гравировальное мастерство. При отсутствии в старину других способов репродукции гравюры были единственным способом размножения того или иного портрета, пейзажа, рисунка».
В книге подробно объясняются особенности основных способов гравирования, которые сводятся к трём главным: 1) гравированию на голой меди посредством инструментов (резцом, сухой иглой и др.); 2) гравированию посредством крепкой водки (кислоты) и 3) гравированию чёрной манерой, к которому относятся акватинта и цветные гравюры.
Одной из серьёзных проблем в деле изучения гравюры является определение её состояния (пробная, до подписи, подписная, номерная, основного тиража и др.) и предполагаемого количества аналогичных оттисков. Голлер-бах указывает: «Сила и чистота отпечатков бывает различна. Доска, резанная сильным и глубоким резцом, даёт до 1500 хороших отпечатков и ещё 1500 послабее. Доски, гравированные мелким резцом, дают тысячью отпечатками менее. Доски, гравированные сухой иглой по голой меди, дают не более 150 чётких оттисков. С глубоко травленных досок получается 1000-1500 хороших отпечатков. Всего менее дают доски, гравированные чёрной манерой, - не более 100 или 150 отчётливых отпечатков. Первые отпечатки всегда чище и сильнее последующих и потому особенно ценятся любителями».
Описав способы гравирования, Голлербах рассказывает о том, как изготавливается литография: «Гравюра на камне, или, точнее, рисунок на камне, - литография - составляет переходную степень от механических способов печатания к химическим и базируется на принципе несмешиваемости воды с жирами. Если камень, впитывающий воду, покрыть в известных местах жиром, то к этим местам не пристанет вода, а к остальным не будут приставать жиры. Из литографского камня изготавливают доски, шлифуют и наносят литографскими чернилами (смесь воска, селитры, мыла, сажи и бараньего сала) буквы или рисунок. Затем всю доску смачивают слабым раствором азотной кислоты, чтобы придать рисунку лёгкий рельеф, обмывают водою, потом смачивают слабым раствором гумми-арабика, снова обмывают, закатывают с помощью валика литографскою краскою и, наложив на камень лист бумаги, тискают под литографским станом, причём на бумагу передаются только закрашенные штрихи букв или рисунка. Таким путём достигается плоская литографская печать, самая простая».
Лишь приоткрыв читателю «тайны» гравировального и литографского мастерства, Голлербах даёт подробный обзор русского эстампа - от второй половины XVI века (момента появления гравюры в России) до работ современных ему мастеров. Заканчивается книга «гимном» гравюре, написанным пером уже не исследователя, но поэта: «В гравюре таятся богатейшие художественные возможности. Комбинации белого и чёрного, взаимодействие линий и пятен, игра светотени - всё это «горит» и «поёт» в гравюре, то принижаясь на степень примитива, то возвышаясь до тончайших графических вибраций. Что же касается того мистического обаяния, того таинственного смысла, которым наполняет её творческий подвиг художника, влагающего в неё душу, то об этом можно написать целую книгу; здесь мы не будем говорить о трепете первых удач, о таинстве встреч и чудесной радости созерцания - посвящённые знают об этом слишком хорошо... »
Один из крупнейших библиофилов Ленинграда, Голлербах обладал не только замечательным книжным собранием, но также уникальной коллекцией экслибрисов, рисунками, гравюрами и литографиями работы известных мастеров, картинами прославленных художников различных эпох. В феврале 1942 года Э.Ф. Голлербах решил эвакуироваться из осаждённого Ленинграда. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Принадлежавшие ему библиотека и коллекции оказались распылены...
Голлербах Эрих Фёдорович (1895-1942)
История гравюры и литографии в России. Москва; Петроград: Государственное издательство, 1923. 220 с. с иллюстрациями. В издательской печатной обложке. 27х18 см. Одно из лучших справочных пособий по истории русского эстампа. Хорошо сохранившиеся экземпляры в издательской обложке встречаются редко.