Лихоимец (1768 год)
Александр Сумароков
В 1768 году при Петербургской Академии наук были изданы сразу три комедии А. П. Сумарокова: «Лихоимец», «Три брата совместники» и «Ядовитый». Несколько раз, начиная с 1769 года, они ставились драматическими труппами Петербурга и Москвы. Наибольшее число представлений выдержал «Лихоимец»: на петербургской сцене он игрался в 1769, 1781 и 1782 годах; на московской - в 1769 году. К моменту появления на свет сумароковской комедии в репертуаре петербургского придворного театра уже существовал один «Лихоимец». Его автор - камер-юнкер В. И. Бибиков, участник придворных спектаклей, в 1765 году назначенный Екатериной II «иметь дирекцию над Российским театром», а в 1779-1786 годах исполнявший обязанности «директора над зрелищами и музыкой». Поскольку текст комедии Бибикова, написанной в конце 1765 или в начале 1766 года, не сохранился, трудно сказать, позаимствовал ли из неё что-либо Сумароков, кроме названия. Из служебных документов и мемуарных источников явствует одно: и «Лихоимец» Бибикова, и все три комедии Сумарокова писались на основе «личных приключений» их авторов.
После смерти в 1766 году Петра Панкратьевича Сумарокова, отца писателя, члены его многочисленного семейства (трое сыновей и пять дочерей) вступили в долгую непримиримую борьбу за справедливый раздел имущества. К этому времени Сумароков уже давно жил в разъезде с женой И. Х. Балк и готовился к переезду в Москву с младшей дочерью Екатериной, впоследствии вышедшей замуж за драматурга Я. Б. Княжнина. Главными действующими лицами семейной распри оказались А. П. Сумароков, его мать Прасковья Ивановна, урождённая Приклонская, и его зять А. И. Бутурлин. Аркадий Иванович Бутурлин был женат на Елизавете Петровне Сумароковой, а после её смерти в 1759 году близко сошёлся с другой сестрой писателя, имя которой в официальных жалобах деликатно опускалось. Будучи не в силах решить наследственный спор между собой, враждующие стороны прибегали к посредничеству императрицы и в прошениях на её имя старались выставить друг друга в самом невыгодном свете. Так, в письме Екатерине II, написанном в октябре 1767 года, Сумароков, вкратце изложив суть своих имущественных претензий, не поскупился на резкие слова в адрес зятя и сестры, заявив, что они «оба люди праздные, прибыткожадные, непросвещённые и, кроме «Часовника», сроду ничего не читавшие, и, кроме сребролюбия, ни о Боге, ни о прямой добродетели не имеющие понятия». Стремясь не быть голословным в характеристике Бутурлина, Сумароков приводил примеры его жадности, бесчестности и ростовщической одержимости: «Он людям своим и дров не даёт, приказывая, чтоб они дрова сами на Москве-реке добывали... Он берёт по десяти рублей со ста и ныне ещё по два рубли в ящик собирает на жалованье своим людям, которых он почти и не кормит, приказывая им пищу добывать самим... Брату моему, а своему шурину, дал он сто рублей взаймы, взяв и крепость и заклад втрое, и вычел наперёд проценты, имея больше ста тысяч денег... У Шепырёва отнял он деревню только потому, что подьячий описался, и владел ею тридцать лет... Он всегда носит чётки, по которым молится, считает деньги и бьёт ими слуг».
В ответ на обвинение родственников, что он якобы написал на них пасквиль, Сумароков защищал себя перед Екатериной II: «Шествуя по стопам Горация, Ювенала, Депрео и Моли-ера, имею ли я нужду в пасквилях? Сатира и комедия лучше бы мне праведное учинили отмщение к пользе публики, нежели пасквиль». Приводимое письмо императрице и явилось своего рода конспектом комедии «Лихоимец». Главный её герой - ростовщик Кащей - берет большие проценты, считает деньги по чёткам, не кормит своих людей, советует им воровать дрова, владеет деревней, отнятой у своего друга Леандра. В сюжете комедии важное место занимает любовная линия: молодой дворянин Дорант, должник Кащея, пленён его племянницей Изабеллой, которая уговаривает своего возлюбленного уплатить дяде все требуемые проценты, чтобы не было никаких препятствий их счастливому союзу. В «Лихоимце» есть ещё два персонажа: Пасквин, слуга Доранта, и Клара, служанка Изабеллы, но они появляются на сцене главным образом для того, чтобы вместе с другими обличить стараго и безобразного Кащея. Сочинению Сумарокова явно недоставало комедийной интриги, забавных положений, которые намечены, но не развиты в «Лихоимце».
Вопреки сатирической традиции XVIII века, предписывавшей авторам обличать злонравия, а не их носителей, Сумароков написал очередную памфлетную комедию с узнаваемыми героями. Дальнейшую её судьбу попытался предсказать Н. И. Новиков: «Всякая критика, писанная на лицо, по прошествии многих лет обращается в критику на общий порок; осмеянный по справедливости Кащей со временем будет общий подлинник всех лихоимцев».
Сумароков Александр Петрович (1717/1718-1777)
Лихоимец. Комедия. В Санкт-Петербурге: При Императорской Академии наук, 1768. 92, [1] с. В цельнокожаном переплёте начала XIX века. На корешке золототиснёный геометрический орнамент. В верхней части корешка на ярлыке зелёной кожи тиснённое золотом заглавие. По краям крышек переплёта тиснённые золотом орнаментальные рамки. В центральной части крышек переплёта тиснённый золотом суперэкслибрис библиотеки Императорского Московского университета. Тройной голубой обрез. 17х10,5 см.