Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История Тверского княжества (1876 год)

История Тверского княжества (1876 год)

Владимир Борзаковский

Какой народ жил до славян в нынешней северной и средней России, а стало быть, и в той местно­сти, где впоследствии времени образовалось Тверское княжество? Вся северная и средняя Россия тогда была занята финнами - именно так утверждает автор «Истории Тверского кня­жества» Владимир Степанович Борзаковский.

Действительно, в некоторых названиях тех местностей сохранилась память о том, что здесь когда-то жили финны, или чудь. И местные кре­стьяне Тверской губернии ещё в XIX веке отли­чались особенным типом: «Глаза у них узкие, нос совершенно прямой и довольно велик, брови прямые и так сходятся над носом, что представляют с первого взгляда одну прямую линию; лицо овальное и широкое».

В 1134 году Юрий Долгорукий, основавший несколько городов в Ростово-Суздальской земле, построил в Тверском краю город Константин на Волге, в устье реки Нерли. Позже город назы­вался Кснятин, Скнятин и Снятии и был опор­ным пунктом на случай борьбы с Новгородом. До наших дней город не сохранился - после сооружения в 1939 году Угличского водохрани­лища земляные укрепления и древнее городище были затоплены. Село перенесли на новое место. А от старого города остался лишь остров Скнятино. (Знакомая, к сожалению, картина на протяжении почти всего XX века. - Авт.).

В 1135 году, на стрелке реки Тьмаки, было основано поселение Тверь, которое в 1247 году и стало столицей Тверского княжества. Первый раз Тверь упоминалась в летописях 1209 года, когда «новгородцы были теснимы Всеволодом, захватившим в своей области их гостей с това­ром». Но прежде чем образоваться княжеству, Тверской земле пришлось много пострадать и от разорения татаро-монголами, и от набегов Литвы, и от споров между князьями.

Первым князем Тверского края стал Ярослав Ярославович. В борьбе за Владимирский пре­стол своих старших братьев он принял сторону Александра Невского, что не минуло отразиться на его семье. При взятии города Переславля тата­рами, которые являлись союзниками другого брата - Александра Суздальского, жена Ярослава была убита, а сыновья взяты в плен. Самому Ярос­лаву пришлось «удалиться» в Новгород.

В 1295 году Тверь вместе с Новгородом заклю­чили оборонительный союз «или от татарина, или от кого-нибудь другого», что явилось пер­вой попыткой русского князя дать отпор тата­рам. Впрочем, это не помешало Михаилу Ярос­лавовичу спустя несколько лет поехать в Орду и купить себе у хана Узбека ярлык на великое княжение.

Тверское княжество было богатым краем, где процветали ремесла и торговля. А саму Тверь путешественники сравнивали с Москвой: «Глав­ный город Тверь, при знаменитой реке Волге, весьма обширен и гораздо пространнее и вели­колепнее самой Москвы». Путешествовавший при царе Алексее Михайловиче Мейерберг оставил рисунок с видом города, где была изображена крепость, окружённая со всех сторон глубоким рвом. Остатки старинной Тверской крепости существовали до времен Екатерины Великой.

В пределах княжества было много значитель­ных, имевших своих удельных князей, городов: Кашин, Микулин, Телятьев, Ржев, Холм, Старица, Дорогобуж, Чернятин. Самым сильным уделом был Кашин, иногда споривший из-за первенства с самою Тверью. В первый раз Кашин упоми­нался при нашествии Батыя в 1237 году. Город стоял на одном из полуостровов, что образовала река Кашинка своим извилистым течением. На перешейке был сделан ров с мостом, а за ним - тын и частокол. В 1288 году князь Дмитрий Александрович не мог взять Кашин, простоявши под ним 9 дней.

Князья Холмские и Микулинские также имели значение, но отнюдь не такое, как Кашинские, вследствие чего наравне с остальными носили название «меньшая, молодшая братия».

В состав Тверского княжества входил и нынеш­ний город Калязин, стоящий при реках Волге и Жабне. Город был основан на развалинах сож­жённого татаро-монголами монастыря Николы- на-Жабне, вокруг которого разрослась слобода. Со временем на противоположных сторонах реки возникли ещё две слободы, объединённые в 1775 году между собой и получившие по указу императрицы Екатерины II городской статус.

Не менее древний и город Йкев на Волге, кото­рый в первый раз упоминался ещё в уставной гра­моте Смоленского князя Ростислава Мстиславича 1150 года. За город постоянно шла борьба между7 Смоленским, Тверским и Московским княже­ствами, а также на него претендовала и Литва. Будучи порубежным местом, Ржев нередко нахо­дился и в совместном владении двух государств.

Когда-то Тверская земля со многими своими поселениями была одним из самых сильных и бога­тых княжеств Древней Руси. Оно находилось возле издавна торговых земель - Смоленска и Новгорода.

Хорошо известен тверской купец Афанасий Никитин, который около 1470 года по своим ком­мерческим делам добрался до Индии. Из Нижнего Новгорода Никитин отправился в свите Ширванского посла не один, с ним пошли ещё «6 твери­чей, 6 москвичей и ещё несколько русских». И если торговля Твери с Новгородом и русскими княже­ствами иногда прерывалась из-за враждебных действий, то с Литвою Тверь почти всегда была в мире и даже в союзе.

Из жалованных грамот Тверских князей видно, что тверичи занимались рыболовством, пчело­водством, у них происходила торговля лошадьми, имелись бобровые гоны. Как приволжские жители, они непременно занимались судострое­нием. В столице были свои мастера золотых и серебряных дел. Тверские князья к своим гра­мотам прикладывали серебряные вызолоченные печати. Тверичи сами строили каменные церкви: «ни откуда не видно, чтобы они призывали чужих мастеров». Кирпич из Твери и Старицы вывозили в другие княжества. И если татарское нашествие ослабило коммерцию юго-западной Руси, то, с другой стороны, поспособствовало оживлению торговли по Волге.

«Несмотря на небольшое пространство, какое занимали Тверские владения в XIV столетии, эта сторона по своей населённости и богатству жителей составляла одно из сильнейших вели­ких княжений в Северо-восточной Руси, которое было опаснейшим соперником могущественной Москвы. Главной причиной таковой силы была торговля; ибо Тверские земли, находясь между владениями Новгорода и Москвы, были необхо­димым перепутьем торговли Востока с Западом, здесь начиналась главная дорога Азиатско- Европейской торговли - Волга». И немудрено, что Московское государство давно желало при­соединить к себе Тверские земли.

Великий Тверской князь в XV веке был уже в зависимом положении от Москвы. По первому требованию он высылал Москве на помощь свои полки. На службу русскому царю уходили из Твери многие бояре и дети боярские. Удельные князья предпочитали лучше быть на службе более сильного и богатого князя Московского, чем «под рукою» кого-либо другого. Всё это постепенно привело к ослаблению некогда великого княжества и к присоединению его в 1485 году к Московскому государству.

Перипетии и интриги раннего периода Твер­ского края подробно описаны русским писате­лем и этнографом, выходцем из черниговских дворян Владимиром Борзаковским, который для своей работы использовал летописные данные, договорные грамоты, акты ХIV-ХVI веков, родо­словные книги, списки населённых мест, геогра­фические карты из русских и иностранных источников. За свою работу учёный получил сте­пень магистра русской истории. Академия наук этот труд удостоила Уваровской премии.

К сожалению, Владимир Степанович к концу жизни практически ослеп, что остановило его дальнейшую научную деятельность. Но данный труд до сих пор остаётся наиболее полным монографическим исследованием по древней истории Тверского края и давно стал библио­графической редкостью.

 


Борзаковский Владимир Степанович (1834-?)

История Тверского княжества. С.-Петербург: Издание книгопродавца И. Г. Мартынова, 1876. IV, 270, 152с., 3 табл. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением; издательская обложка сохранена. В конце книги даны три раскладные родословные таблицы тверских князей. 24,5x16см.

Previous Article Универсальное описание Крыма (1875 год)
Next Article Павловск. Очерк истории и описание (1877 год)
Print
3664 Rate this article:
3.4
 

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top