Комнатный чародей (1876 год)
Эдмунд Пелико
Иллюзионисты не любят разоблачений. Писатель Борис Полевой рассказывал о том, как в конце 1920-х годов в Тверь, где он тогда работал в молодёжной газете, приехал Кио. Его выступления имели столь оглушительный успех, что среди тверских рабочих даже поползли слухи о сверхъестественной силе, которой якобы был наделён заезжий гастролёр. Журналисты-комсомольцы решили «открыть глаза» доверчивой публике, и начинающий репортёр Борис Кампов (такова настоящая фамилия Полевого) устроился в цирк рабочим сцены. Через несколько дней, подсмотрев из-за кулис секреты некоторых номеров артиста, он опубликовал огромную статью с их подробным описанием. Кио был вынужден разорвать контракт и отказаться от спектаклей, во время которых просвещённые газетой зрители громко комментировали увиденное и обсуждали механику того или иного фокуса. Прежде чем покинуть город, Кио прислал в редакцию письмо, состоявшее всего из четырёх слов: «Вы поступили непорядочно. Стыдитесь!»
Автор представляемой в Хронике книги «Комнатный чародей» Эдмунд Пелико поставил перед сооой прямо противоположную цель: составить свод всех известных ему фокусов и, насколько возможно, разоблачить существующие ереси, заблуждения, суеверия и обманы. Задача несколько странная для человека, избравшего в жизни путь «магнетизёра» (по крайней мере, так обозначен род его занятий на титульном листе описываемого издания). В1872 году Пелико уже выпускал подобную книгу. Тогда она называлась «Всезнающий Мефистофель». «Комнатный чародей» - её дополненный и расширенный вариант.
В предисловии к своему сенсационному труду автор пишет: «Народные предубеждения, ложные верования, волшебство и чарование возникли во времена глубокой древности. Мы решили пояснить те обманы, в которых теряются умные мысли и иногда даже дельные люди увлекаются такими предрассудками, о которых не следовало бы и думать. Книга назначается для раскрытия всего любопытного, объясняет и разоблачает многое из жизни и природы. Направление книги вполне сообразно с духом нашего времени, так как развитие грамотности уже весьма успешно действует, а с тем вместе чтение развивает вкус и влияет на способность понимания, которое убивает суеверие».
«Комнатный чародей» составлен по словарному принципу: в нём в азбучном порядке собраны и истолкованы слова, так или иначе связанные с «заговорами, кудесничеством, волшебством и обманом». Первое понятие, которому дано объяснение, - «абракадабра, слово, которому магики и древние каббали-сты приписывали силу против лихорадки, повторив его несколько раз или нося на теле записку с этой надписью». Далее следуют «баба-яга» («старуха с морщинистым лицом, ростом с высокое дерево, толщиною с печь и с одною костяною ногой»), «вампир», «домовой», «привидение» и т. д. Рассказы о всевозможной «нечисти» перемежаются описаниями фокусов, до сих пор не утерявших своей наивной привлекательности. Один из них -«бутылка неистощимая, секрет новейших фокусников». «Фокус состоит в том, что ко дну бутылки, искусно сделанной из жести и окрашенной под цвет тёмно-зелёного стекла шампанских бутылок, привинчивается каучуковая трубка, противоположный конец которой снабжён пузырём, наполненным вином или водкою. Этот пузырь должен быть скрыт под мышкою правой руки и быть незаметным, трубка же каучуковая должна иметь длину, равную длине руки. Пузырь должен быть скрыт под платьем, рукав которого тоже скрывает трубку и часть дна, которая может быть обращена к ладони. Тот, кто показывает фокус неистощимости, должен несколько нажимать локтевою частью руки пузырь, чтобы вино легче вытекало. Кроме того, чтобы больше изумить зрителей, нужно также иметь небольшие рюмки, и тогда, с умением и руководствуясь практикой, можно налить до семидесяти рюмок. Но, разумеется, бутылку эту невозможно давать другому в руки».
Книгу таинственного магнетизёра можно отнести скорее к курьёзам, чем к редкостям. Впрочем, курьёз, характеризующий свою эпоху, со временем также начинает восприниматься как свидетельство истории.
Издания, подобные «Комнатному чародею», предназначались для распространения среди малограмотной публики, а потому редко сохранялись, если же сохранялись, то, как правило, в плачевном виде. Состояние описываемого экземпляра можно назвать безукоризненным.
Пелико Эдмунд
Комнатный чародей. (Источник чудесного.) Полное собрание всевозможных гаданий, заговоров, кудесничества, чародейства, волшебства, фокусничества и обманов, во все времена и у всех народов с самой глубокой древности и до наших дней. Суеверия. Еретики. Ереси. Заблуждения. Тайные общества и непостижимое. Волшебное и таинственное. Зримое и незримое. Книга снабжена множеством пояснительных рисунков. Издание магнетизёра Эдмунда Пелико. С.-Петербург, Москва, 1876. VIII, 328 с, с иллюстрациями. В современном переплёте работы А.А. Рузайкина. Форзацы белые с чёрными и золотыми ромбами. Верхняя цветная иллюстрированная обложка сохранена в переплёте. 22,6x14,6 см.