Летопись Сибирская (1821 год)
Летописная история Сибири богата именами и событиями. На сегодняшний день известно более 40 Сибирских летописей, которые по-разному решают вопросы возникновения Сибирского ханства, его происхождения и присоединения к Московской Руси. Но везде встречаем имя атамана Ермака Тимофеевича, который стал любимым героем русского народа вместе с былинными богатырями Ильей Муромцем, Алёшей Поповичем, Добрыней Никитичем.
В 1580 году дружина Ермака – «людей буйственных и храбрых предобрых воинов» – взяла столицу Кучумова «царства» город Сибирь «на Иртыше воздвигнутый», тем самым положив начало присоединению Сибирского ханства к России. Позже ханская столица была переименована в Тоболеск (нынешний Тобольск), ставший в 1590 году столицей русской Сибири: «начася в Сибирской землегороды и остроги поставлятися, и распространятися в Сибирской стране христианская православная вера». (Двумя веками позже город стал центром «экспедицией о ссыльных» – здесь производилось распределение по разным уголкам Сибири всех сосланных «за Урал».)
В 1620 году, в царствование первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, была учреждена Сибирская и Тобольская православная епархия. Первым архипастырем Сибири стал Киприан (Старорусенков), которого по праву можно считать родоначальником первой сибирской летописи: «Древнейшею Сибирскою летописью обязаны мы Тобольскому архиепископу Киприану, который для составления оной собрал в 7130 (1622) году от остававшихся ещё тогда в живых Ермаковых товарищей многие изустные сведения».
Но прошло уже сорок лет со времени сибирского похода, и воссоздать точную картину событий было слишком сложно. В конце концов, люди архиепископа, «изрядно помучившись», составили записи воспоминаний оставшихся в живых казаков-участников похода – «Написание како приидоша в Сибирь», а уже на его основе в 1622 году был составлен Синодик Тобольского собора: «Имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви и заповедовал каждый год в неделю Православия в соборе протодиакону велегласно, или, как выражается в Тобольске летописец, кликами воспоминать имена их и возглашать им вечную память».
В 1636 году другой сибирский архиепископ Нектарий поручил дьяку своей канцелярии Савве Есипову написать более подробную летопись «О взятии Сибирския земли». Это одна из старейших, дошедших до нас, сибирских летописей.
Савва Есипов также опросил состарившихся казаков-сподвижников атамана и местных жителей и через пять месяцев предоставил владыке свой труд. Этот труд под названием «Есиповская летопись» стал любимым чтением в разных уголках России. Не присваивая себе авторства по написанию столь значительного сочинения, Савва Есипов в послесловии сообщает, что он лишь расширил летописную Повесть, использовав «Написание…» и Синодик. Кроме того, он рассказал и то, что видел «своими глазами». «Есиповскую» летопись впервые опубликовал Григорий Иванович Спасский, «благодаря щедротам» графа Николая Петровича Румянцева.
Родом Спасский был из Рязанской губернии. Переехав в Петербург, он стал посещать лекции в Академии наук и в Педагогическом институте. Поворот в жизни простого служащего Берг- коллегии наступил в 1803 году, когда по приглашению губернатора незадолго до того образованной Томской губернии В. С. Хвостова он переезжает на службу в Сибирь. В следующем году Спасский совершает поездки «по Красноярскому и Кузнецкому округам для исполнения разных поручений, заключающих в себе исторические и топографические сведения и требующих особых познаний и деятельности». Зарекомендовав себя на государственной службе, в 1805 году он был зачислен «для собрания сведений по учёной части» в состав посольства графа Ю. А. Головкина, которое было направлено в Китай. Вернувшись, Спасский не раз, по разрешению губернатора, совершал исследовательские поездки вдоль реки Енисей, а также в другие районы Сибири. Именно в это время им были написаны первые работы по археологии и этнографии Сибири. Деятельность по сбору исторических и этнографических материалов Г. И. Спасский продолжал и после того, как был в 1809 году назначен в штат Колывано-Воскресенских кабинетных заводов на Алтае. Г. И. Спасский прожил в Сибири около 12 лет и за это время стал известен как разносторонний исследователь Сибирского края.
В 1817 году его назначили сопровождать караван серебра в Петербург. Успешно выполнив свою миссию и получив повышение, он уже не вернулся в Сибирь. Теперь Спасский был определён в горную экспедицию Кабинета Его Величества, с оставлением в «штате» заводов. С этого-то момента и началась собственно литературная и учёная деятельность исследователя, продолжавшаяся до самой смерти в 1864 году. За годы службы в Сибири он собрал материалы по археологии, этнографии, лингвистике, а также различные рукописи по истории Сибири, среди которых и была обнаружена «Есиповская летопись». Известиями из этой летописи пользовался уже первый сибирский историк Миллер, имел её список и Н. Карамзин, который работал с летописью при подготовке 9-го тома «Истории государства Российского». А при написании «Истории Пугачёвского бунта» (см. Библиохронику, Т. 1) А. Пушкин неоднократно обращался к уже изданной летописи и к рукописным материалам из архива Спасского.
«Изложена же бысть сия повесть о поставлении городов и острогов в Сибирских землях и о отпущении в Сибирь атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарищи, и о похождении их казачьем в Сибирских странах, и о победе царя Кучума, и о взятии сына его царевича Маметкула, и о владении Сибирской земли Государевых людей Русских, сия словеса о сем преходят в конец сей повести, всяк бо чтый да разумеет и дело толикия вещи не забывает, на воспоминание сие писания написах, да незабвенной будет толикия вещи труд».
[Спасский Григорий Иванович (1783-1864)]
Летопись Сибирская, содержащая повествование о взятии Сибирския земли русскими, при царе Иоанне Васильевиче Грозном; С кратким изложением предшествующих оному событий. Издана с рукописи XVII века. С.-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1821. IX, [1], 84с., фронт. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым узорным тиснением и суперэкслибрисом-монограммой «N. M.», мраморированная бумага, обрез с напылением. На первом форзаце наклеен экслибрис «Из книг Е. Р. и С. Ш.». 21,5х12,5 см.
В нашем экземпляре отсутствуют 4 страницы примечаний и Письмо тайного советника и кавалера Алексея Оленина, которое было также опубликовано отдельным изданием и прилагалось не к каждому экземпляру. Существуют два варианта изображения на фронтисписе. А. Оленин счел портрет Ермака, помещенный в нашем экземпляре, несоответствующим духу той эпохи и нарисовал эскиз, более приемлемый историческим представлениям об одеянии дружины Ермака, предложив Г. Спасскому воспользоваться им. Об этом эпизоде и идет речь в Письме, которое прилагалось к тем книгам, у которых на фронтисписе был изображен воин в кольчуге, в полный рост по эскизу А. Оленина.