Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа (1915 год)
Сергей Тройницкий
Автором этого изящного малотиражного издания является Сергей Николаевич Тройницкий, выдающийся учёный и музейный практик, человек блестящих дарований и драматической судьбы.
Сын крупного сановника - сенатора и действительного тайного советника, правнук (по материнской линии) «государственного преступника» - декабриста И.Д. Якушкина, Тройницкий окончил привилегированное Училище правоведения, готовившее будущих высокопоставленных чиновников. Молодого человека такая карьера, судя по всему, не привлекала: прослужив какое-то время в Кодификационном отделе Государственной канцелярии, он взял отпуск и уехал в Германию, чтобы прослушать курс лекций в Мюнхенском университете. Вернувшись в Россию, основал издательство «Сириус» и руководил им до 1917 года, попутно овладев мастерством наборщика и печатника. Как издатель Тройницкий вошёл в историю русского книжного дела тем, что первым легально опубликовал текст радищевской оды «Вольность» и мемуары декабристов. С 1907 по 1916 год он являлся членом редакционного совета журнала «Старые годы», позднее, в 1913-1914 годах, издавал журнал «Гербовед». Однако главным делом его жизни стало музейное служение. В 1908 году Тройницкий обратился с просьбой о принятии на службу в Императорский Эрмитаж и, получив разрешение, стал сотрудником Средневекового отделения.
Позднее Сергей Николаевич говорил, что «свою специальность изучал самостоятельно, так как соответствующего академического курса не существовало ни при одном высшем учебном заведении». Его «университетами» стали инвентаризация музейных коллекций и хлопоты по созданию в Эрмитаже Галереи фарфора, над которой он, как сказано в служебном деле, «за болезнью хранителя и отсутствием других служащих отделения драгоценностей работал почти единолично». Судя по всему, замысел монографии о фарфоровых табакерках, хранящихся в Эрмитаже, возник у него уже тогда. Её текст был опубликован в № 12 журнала «Старые годы» за 1913 год. В Каталоге представлено первое отдельное издание исследования.
Причину, по которой Тройницкий из множества фарфоровых предметов выбрал для своего труда именно табакерки, сам он объяснил так: «Восемнадцатый век можно назвать веком табакерки. Мода нюхать табак началась несколько раньше и кончилась несколько позже, но никогда увлечение ею не достигало таких размеров, как в XVIII веке, особенно в его середине. Всякий костюм, чуть ли не всякий случай в жизни требовали особой табакерки, и уважавшие себя люди должны были иметь их в большом разнообразии. Табакерки делались из золота, серебра, меди, железа, кости, черепахи, камня, фарфора, рога, дерева, эмали и, украшенные каменьями и живописью, достигали огромной ценности. В них отражалась вся общественная, политическая и частная жизнь того времени. Лучшая и богатейшая коллекция табакерок в России находится в отделе драгоценностей Императорского Эрмитажа. В России расцвет моды на табакерки совпал с первым опытом фарфорового производства, и потому понятно, что в первые годы своего существования петербургский фарфоровый завод занимался, чуть ли не главным образом, производством для Двора этих фарфоровых оезделушек, вдвойне модных - и по своему назначению, и по материалу».
В книге помещены описания 70 редких табакерок XVIII века из эрмитажной коллекции. 42 из них произведены Императорским фарфоровым заводом, 15 изготовлены в Мейсене, остальные - в Вене, Берлине, на заводах Франции, Англии и Италии. Это изысканно оформленное издание, появившееся в разгар мировой войны, накануне хаоса революций, сегодня воспринимается как свидетельство уходящей
культуры, которой вскоре оыло суждено пережить страшные катаклизмы. Одной из жертв этих потрясений стал С.Н. Тройницкий.
В 1918 году коллектив Эрмитажа избрал Сергея Николаевича на пост директора. Он оставался в этой должности до 1927 года, явившись автором реформы музея: при нём в фонды поступили (и тем были спасены) многие национализированные коллекции, по его инициативе началось экспозиционное освоение Зимнего дворца. Однако из-за противодействия навязываемой сверху распродаже сокровищ Эрмитажа Тройницкий сначала был смещён с поста директора, затем постановлением Ленинградской областной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции по чистке государственного аппарата вовсе снят с работы с запрещением занимать административно-руководящие должности. В 1935 году его сослали в Уфу.
Незадолго до войны, освободившись, Тройницкий переехал в Москву. Сначала скитался, потом нашёл работе в Кусковском музее керамики. В 1945 году стал главным хранителем Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Незадолго до смерти защитил докторскую диссертацию. Но судьба была поломана: из-за отсутствия жилья почти все деньги уходили на снимаемые квартиры, ссылка расшатала здоровье.
Сергей Николаевич Тройницкий умер от туберкулёза. После него осталось более 130 научных трудов.
Тройницкий Сергей Николаевич (1882-1948)
Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа. Издание журнала «Старые годы». Петроград, [издательство «Сириус»], 1915. 77 с. с иллюстрациями, 2 л. цветных иллюстраций. В полукожаном переплёте. Крышки крыты шёлком с вышитыми золотом цветами. Форзацы с цветочным узором - хромолитографии с золотом. Обложки сохранены в переплёте. Тёмно-красная головка. 24,1x18,4 см.