Мистер Твистер (1933 год) Пудель (1934 год)
Самуил Маршак
Мистер Порк, он же мистер Блистер, он же мистер Твистер явился свету в 1933 г.
В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранятся рабочие рукописи Самуила Яковлевича Маршака (1887— 1964), в одной из которых мы встречаем следующие строки:
Вот знаменитый мистер Порк.
Его адрес: Америка, город Нью-Йорк.
Сто первая улица, тридцатый этаж
(можешь записать, если есть карандаш).
К. И. Чуковский (1882-1969), присутствовавший на одном из первых чтений «Мистера Твистера», вспоминал: «В ту пору Твистер был еще Блистером, а самое стихотворение все, кто его тогда слышал, сочли совершенно законченным. Но повторялась обычная история. Оказалось, что это был всего лишь первый набросок, черновик черновика, и что понадобилось не менее десятка вариантов, прежде чем Маршак решился отдать стихи в печать».
И уже после выхода книги писатель Е. Л. Шварц (1896-1958) вспоминал: «Встретивши Хармса в трамвае, Корней Иванович спросил: “Вы читали «Мистера Твистера?» - “Нет!” - ответил Хармс осторожно. “Прочтите! Это такое мастерство, при котором и таланта не надо! А есть такие куски, где ни мастерства, ни таланта - “сверху над вами индус, снизу под вами зулус” - и все-таки замечательно!»
История создания поэмы изложена в письме С. Я. Маршака от 20 апреля 1962 г. литературоведу В. Д. Разовой, исследовательнице его творчества: «В 29 или 30-м году (точнее не помню) ныне покойный академик Мушкетов рассказал мне о том, как один из американских туристов остался в Ленинграде без ночлега после того, как отказался поселиться в одной гостинице с негром. Так возник замысел “Мистера Твистера”. Текст этой книги много раз менялся еще в рукописи, а потом - в многочисленных изданиях. Нелегко писать детям на политические темы...»
Вопрос создания политически воспитывающей детской книги постоянно ставился «руководящими инстанциями» перед деятелями литературы еще на излете 1920-х гг. В 1930 г. орган ЦК ВКП(б) газета «Правда» опубликовала статью Максима Горького (1868-1936) «О безответственных людях и о детской книге наших дней»: «Дети должны быть более культурными и еще более активными, чем их родители, основоположники нового мира. Не боясь больших слов, мы должны сказать, что наши дети должны воспитаться еще более активными вождями мирового пролетариата. И для этого мы обязаны вооружить их с малых лет всею силою знаний, необходимых для сопротивления консерватизму старого быта, влиянию косной мещанской среды».
Такая задача была возложена и на ленинградскую редакцию детского отдела Ленгосиздата (впоследствии «Молодая гвардия», Детиздат, Детгиз). С 1924 по 1937 гг. ею руководил Самуил Яковлевич Маршак. К этому времени С. Я. Маршак, драматург, переводчик, литературный критик - всесоюзно известный автор популярных стихотворных книг для детей: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» (все изданы в 1923 г).
После переезда из Екатеринодара в Петербург в 1922 г. Маршак возглавил студию детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса. Он принимал активное участие в работе журналов «Воробей» (позже «Новый Робинзон») и «Чиж», где постоянно публиковались произведения ставших впоследствии известными детских писателей - ядра основного авторского коллектива редакции (Б. Житков, В. Бианки и др).
Многолетний редактор издательства Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, что «чем ближе ко второй половине дня, тем шумнее и накуреннее в большой комнате. Охранять тишину редакторам уже не удается. Скоро должен приехать Маршак; в редакции собираются авторы; они сидят уже не только на стульях, но и на широких теплых подоконниках. Кто пришел прочитать Самуилу Яковлевичу новые стихи, кто рассказ, кто посоветоваться о замысле новой книги, а кто - послушать, что скажет Маршак не ему самому, а товарищу. Каждого тянет увидеть себя в чистом, не затуманенном, не искривленном зеркале; узнать своему труду настоящую цену; взвесить слово на точных весах; подставить страницы под свет прожектора такой силы и яркости, что в его луче становится видна малейшая удача и малейший изъян. И главное - увидеть путь, увидеть свой следующий шаг. Шаг в общем строю».
Художественной частью редакции на протяжении десяти лет (1924-1933) руководил Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), обладавший совершенно исключительным талантом рисовальщика. Первую свою книжку - арабскую сказку «Лев и бык» - Лебедев проиллюстрировал еще в 1917 г. (издана в 1918). Ранее он успел поработать в журнале «Сатирикон», затем оформлял агитационные плакаты и листовки, был заместителем заведующего Агитационноплакатным отделом знаменитых «Окон РОСТА» Северной области и т. д.
Ранние детские книжки-картинки «Приключения Чучло» (1921), «Золотое яичко» (1923), «Заяц, петух и лиса» (1924), «Азбука» (1925) Лебедев не только художественно оформил, но и сам написал.
Занимательность и познавательное содержание рисунка художник ставил превыше всего. «Никакой рисунок, - утверждал он, - даже самый хороший, не будет любим ребенком, если он не ответит на его вопрос, не удовлетворит его познавательного интереса» (1933).
В 1924-1927 гг. началась его совместная творческая деятельность с С. Я. Маршаком, когда они работали для издательства «Радуга» над книжками, сразу же ставшими классикой советской детской литературы: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок», «Багаж» и др.
Всего же В. В. Лебедевым создано более 25 разнообразных изданий (сюда следует добавить и многочисленные переиздания, далеко не всегда стереотипные).
В 1927 г. в Лендетгизе вышла книжка «Пудель» (до 1934 г. она выдержала шесть изданий), где Лебедев использовал язык острой и четко направленной графической сатиры в изображении «старорежимной» старушки. На каждой странице книжки дан всего лишь один до предела сжатый, лаконичный, но емкий и содержательный рисунок, лишь одна сцена, но вполне законченная и ясная, чему немало способствовали разработанные им приемы изобразительного контраста и ритмического повтора в тонком, искусном, легко запоминающемся сочетании с цветовым пятном.
Маршак очень высоко ценил талант В. В. Лебедева, который, по его словам, «никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором - поэтом или прозаиком - он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходятся со словом в самом существенном и главном. Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами или с такой прозой, как, например, народные сказки и сказки Льва Толстого».
В 1930-е гг. Лебедев оформил три книги С. Я. Маршака - антологический сборник «Сказки, песни, загадки», «Усатый-полосатый» и «Мистер Твистер».
Создавая последнее из перечисленных изданий, художник и поэт решали смелую задачу, поставленную Максимом Горьким: «Дети должны знать уродливо-смешную жизнь миллионера. Надобно талантливо и весело показать детям пороки прошлого... Социальные пороки должны быть показаны в легкой сатирической форме, как отвратительные и смешные уродства».
Маршаковский текст «Мистера Твистера» сопровождается небольшими, но четкими рисунками тушью, размещенными на полях и определенных точно к месту соответствующих стихотворных строк. Этот иллюстративный аккомпанемент не был примитивноиздевательски смешон или грубо-насмешлив - он был правдив и искренен. Вся сюита иллюстраций запоминалась читателями - и детьми и взрослыми - надолго, пожалуй, на всю жизнь; цель была достигнута.
В каждом из последовавших многочисленных переизданий (1935, 1937, 1939, 1948, 1951, 1962 и т. д.) художественное оформление претерпевало те или иные изменения (убирались некоторые рисунки, являлись новые, вводились развороты, менялась композиция и т. д.). Работа с «Твистером» постоянно продолжалась, но определить лучшее из всех изданий совершенно невозможно - они все хороши, каждое по-своему.
В 1931 г. ряд работ В. В. Лебедева подвергся критике в партийной печати, а в 1933 г. журнал «Литературная учеба» опубликовал установочную статью Максима Горького «О социалистическом реализме», сыгравшую огромную - и отнюдь не позитивную - роль во всей последующей истории советской литературы и искусства.
В августе 1934 г. на Первом (учредительном) Всесоюзном съезде советских писателей с еще более резким докладом выступил секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Во всю ширь развернулась злобная кампания травли музыкантов, литераторов и художников. Среди разгромных статей, направленных против Д. Шостаковича, М. Булгакова и других, столь же яростно громились и работы художников детской книги: в статье газеты «Правда» от 1 марта 1936 г. «О художниках-пачкунах» В. В. Лебедев и В. М. Конашевич стали объектами грубых нападок и прямых издевательств, а в 1937-м была ликвидирована созданная Маршаком редакция детской литературы в Ленинграде. Замечательные ее сотрудники Т. Габбе, А. Любарская, К. Шавров и другие - были репрессированы, прочие разогнаны.
«Казалось бы, редакция, благодаря которой из года в год советские дети получали политически насыщенные и художественно яркие книги, уже самой плодотворностью своего труда должна была быть защищена от нареканий - не только от разгрома. Но случилось не так», - вспоминала Л. К. Чуковская (1907-1996).
Против редакционного и авторского творческих коллективов выдвигались обвинения совсем нелитературного свойства. Методы коллективного плодотворного творческого труда были объявлены групповщиной, звучали обвинения в сознательном вредительстве, желании затормозить самое развитие всей советской литературы.
На собраниях в издательстве, в Союзе писателей коллектив редакции именовался не иначе как «вредительской группой, орудовавшей в детской литературе», а его арестованные члены и ближайшие сотрудники - «врагами народа».
Среди них - выдающиеся деятели литературы, в том числе и детской: С. Безбородов, Г. Белых, М. Бронштейн, Р. Васильева, А. Введенский, Н. Заболоцкий, Н. Константинов, Н. Олейников, Э. Паперная, Д. Хармс. Большинство погибло в ГУЛАГе.
Жизнь авторов «Твистера», однако, в дальнейшем сложилась относительно благополучно.
Вынужденное прекращение редакторской деятельности привело С. Я. Маршака в Москву (1938). Впоследствии он стал лауреатом четырех Сталинских (1942, 1946, 1949, 1951) и Ленинской (1963) премий.
B.В. Лебедева удостоили звания народного художника РСФСР (1966), он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР (1967), но творчески так и не сумел до конца оправиться от потрясений 1937 г.
C.Я. Маршак в 1961 г., поздравляя художника с двойным юбилеем - 60-летием со дня рождения и 40-летием творческой деятельности, одарил его следующими строками:
Любому ребенку известно,
Что в нашей работе совместной
Мы были не Лебедь и Рак,
А Лебедев и Маршак.
Мы с вами над книжкою детской
Еще потрудиться должны
Во имя великой Советской,
Лелеющей детство, страны!
Маршак, Самуил Яковлевич (1887-1964)
Мистер Твистер. Для младшего возраста / Рис. и обл. В. Лебедева. Л.; М.: Молодая гвардия; ОГИЗ, 1933. 36 с., ил. 14,5x11,3 см. Тираж 250 325 экз.
Пудель / Рис. В. Лебедева. 6-е изд. Л.: ОГИЗ - Государственное издательство детской литературы, Ленинградское отделение, 1934. 20 с., ил. 19,4x14,8 см. Тираж 200 325 экз.