Молитвослов (1870-е годы)
Православная богословская литература определяет молитвослов как «одну из богослужебных книг, относящихся к частному богослужению и содержащих в себе главным образом извлечения из книг, употребляемых при общественном богослужении». Молитвослов, представленный в Хронике, относится к разряду сокращённых, то есть его составляют лишь самые необходимые молитвы, молитвы «на каждый день»: утренние, в продолжение дня и на сон грядущий, молитвы на разные стучаи, а также «некоторые Псалмы, выражающие чувствования верующих». Отдельно помещена «Молитва за Царя и Отечество»: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твоё; победы Благоверному Императору нашему Александру Николаевичу на сопротивные даруя».
Молитвослов привлекает внимание своим оформлением: если чётные страницы всех 125 его разворотов графически решены вполне традиционно (текст, размещённый на них, отпечатан обычным чёрным шрифтом на простой белой бумаге), то нечётные обрамлены многоцветными узорными орнаментами, исполненными в византийском стиле. Издание украшают 12 хромолитографий с золотом и сереором, и первая из них - яркий, праздничный фронтиспис: святой Георгий, побеждающий змия.
Эта красочная молельная книга выпущена издательством Вольфа, на протяжении последней трети XIX столетия остававшимся одним из крупнейших в России. Его основатель и владелец, поляк Маврикий Осипович Вольф (1825-1883), родился в Варшаве, изучал книжную торговлю в Париже, Лейпциге, Львове, Кракове и Вильнюсе, в 1848 году обосновался в Петербурге, работал приказчиком у Я.А. Исакова, через пять лет открыл собственный магазин, ещё через три года приобрёл типографию, а в 1878 году купил известную словолитню Ж. Ревильона. Поставив дело с истинно европейским размахом, Вольф издал при жизни около пяти тысяч наименований книг.
Описываемый экземпляр изумительно оформлен: тройной золотой обрез, узорные форзацы, золототиснёная дублюра, красная шёлковая закладка, цельнокожаный переплёт с золотым византийским орнаментом. Имя творца этого великолепия раскрывает ярлык переплётной мастерской: «Engel Rel. <ieur>. Paris» («Переплётчик Энжель. Париж»).
На оборотной стороне свободного листа переднего форзаца - дарственная надпись фиолетовыми чернилами:
«Дорогой и родной семье М.Ф. Шаповаленко в назидание и во спасение. Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча оооюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Ефр. Гл. 4, ст. 12).
А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. При этом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 том, 3 гл., ст. 14-17).
Воскресенского собора г. Данилова протоиерей Василий Розов. 1933 г. 20 января».
Каким образом изданный в имперском Петербурге и переплетённый в республиканском Париже православный Молитвослов оказался в советской глубинке - районном центре Ярославской области, что стоит за словами ободрения и наставления, написанными в не самую легкую для Русской Православной Церкви зиму 1933 года, мы, вероятно, уже никогда не узнаем. Важно другое: пережив войны и революции, сохранив имена людей, которые её создавали и которым она принадлежала, книга одержала свою собственную победу - и над временем, и над «сопротивными», неизбежно встречавшимися на её пути.
Молитвослов. С.-Петербург, издательство М.О. Вольфа, [1870-е]. 250 с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций. В цельнокожаном переплёте конца XIX века с византийским орнаментом. На корешке тиснённое золотом заглавие: «Сокращённый молитвослов». Узорные форзацы. Золототиснёные дублюры. Красное шёлковое ляссе. Тройной золотой обрез. На переднем форзаце ярлык переплётной мастерской:«Engel Rel. <ieur>. Paris» («Переплетчик Энжель. Париж»). На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца - дарственная надпись фиолетовыми чернилами «Воскресенского собора г. Данилова протоиерея Василия Розова». 19x15,8 см. Иллюстрации и нечётные с. в узорных рамках - хромолитографии с золотом и серебром.