Московские виды. На память от «Метрополя» (Около 1910 года)
Изданный в конце 1900-х годов изящный фотоальбом «Московские виды» предназначался для бесплатной раздачи постояльцам лучшей на то время московской гостиницы «Метрополь».
Идея строительства в Охотном ряду крупного гостиничного и культурного центра была выдвинута известным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, который являлся также руководителем крупного домостроительного товарищества. В 1898 году архитектор Л.Н. Кекушев разработал планировку гостиничного комплекса, предусматривавшую сохранение ранее существовавших на этом месте домов. Год спустя состоялся международный конкурс на фасад гостиницы. Из 20 участников предпочтение было оказано проекту молодого московского архитектора В.Ф. Валькота, шотландца по происхождению, занявшему в конкурсе лишь четвёртое место.
Строительство продолжалось с 1899 по 1905 год. С.И. Мамонтов принимал самое активное участие в оформлении здания. По его инициативе Валькот вмонтировал в спроектированные им фасады произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, работы художников, которым Мамонтов покровительствовал: сюжетные майоликовые панно «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. по эскизам А.Я. Головина и С.В. Чехонина, скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А. Андреева. Здание опоясывала выполненная в майолике цитата из Ф. Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». По мысли Мамонтова, помимо зимнего сада, выставочных залов, ресторанов и магазинов, в комплекс должен был войти шестиярусный оперный театр (предполагалось, что по своим размерам он превзойдёт знаменитую Венскую оперу). Действительность оказалась скромнее: вместо оперного театра в 1906 году здесь открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».
Номера гостиницы были оформлены в русском, неоклассическом и неорусском стилях. К оформлению интерьеров привлекались такие знаменитые мастера, как А.Э. Эрихсон, И.В. Жолтовский и др. Об этих и других достоинствах «Метрополя» как раз и говорится на первой же странице рекламного альбома «На память от "Метрополя"»: «Гостиница "Метрополь" в Москве открыта в 1905 году, имеет 220 великолепно обставленных комнат и гостиных, во всех электрическое освещение и телефоны, при большей части номеров отдельные туалетные комнаты с ваннами; для удобства публики приспособлены две электрические подъёмные машины. Первоклассный ресторан гостиницы считается первым в городе по величине и роскоши; во время завтраков, обедов и т.д. является любимым местом собрания лучшего общества города. Хозяева гостиницы и ресторана следуют всем новейшим принципам, принятым в Западной Европе по оборудованию такого рода предприятий, так что в отношении порядка, чистоты и т.п. гостиница может, безусловно, считаться первою в России».
Далее следуют фотографии: парадный фасад гостиницы, ресторан, лифт и зал для корреспонденции, вестибюль, кофейная, американский бар, биллиардная, банкетный зал, русский кабинет, кухня, литерный номер и даже зал-читальня.
Затем идут виды московских достопримечательностей: Кремль, Большой и Малый театры, Синодальная типография, Третьяковская галерея, панорама Замоскворечья...
Всё это щедро перемежается рекламой известных в России торговых домов: «Иван Николаевич Филиппов. Чай Сахар. Кофе»; «Сергей Васильевич Сибиряков. Всевозможный выбор мясных, курятных и телятных товаров»; «Обои и декоративные новости Торгового дома Н. Жарков и М. Соколов»; «Луи Крейцер. Бельё. Приданое».
И за видами «Метрополя», и за московскими достопримечательностями, и за обильной рекламой чувствуется прочный, устойчивый быт второй столицы великой империи и её лучшей гостиницы. Но не пройдёт и десяти лет после выхода симпатичного альбомчика, как все эти «литерные номера» и «русские кабинеты» увидят совсем иные картины.
В конце октября 1917 года «Метрополь» станет одним из опорных пунктов сопротивления юнкеров, защищавших подступы к Кремлю от наступавших отрядов красной гвардии. Здание гостиницы будет оставлено защитниками лишь 2 ноября после артиллерийского обстрела (орудия красных стояли у Большого театра) и последовавшего за ним ожесточённого штурма, перешедшего в штыковую. Затем здесь разместится так называемый 2-й Дом Советов. В гостиничных номерах будет заседать ВЦИК, в них вселятся правительственные учреждения, будут жить высокопоставленные государственные и партийные деятели. С конца 20-х годов «Метрополь» вновь станет гостиницей для избранных: в 1931 году её постояльцем окажется Бернард Шоу, в 1937-м сюда привезут вернувшегося из эмиграции А.И. Куприна. Но для историков литературы и библиофилов здание «Метрополя» памятно другим: в 1910-х годах здесь, в двух крайних номерах, размещались контора издательства «Скорпион» и редакция журнала «Весы», куда приходили А. Блок, А. Белый, И. Бунин, В. Брюсов, К. Чуковский, т.е. вся литературная Москва и её гости. А с 1930-х по 1990-е годы каждый уважающий себя московский книголюб считал своим долгом хотя бы раз в неделю посетить знаменитый букинистический магазин № 45 «Антиквар», занимавший небольшой, но всё же двухэтажный закуток по соседству с парадным входом в гостиницу.
Московские виды. На память от «Метрополя». Москва: Товарищество «Скоропечатни А.А. Левенсон», б.г. [78] с. с иллюстрациями, рекламой, 2 л. иллюстраций. На русском, французском, немецком и английском яз. В издательской печатной обложке. 16х23 см.