Search

Стихотворный человек

28 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Московские виды. На память от «Метрополя» (Около 1910 года)

Московские виды. На память от «Метрополя» (Около 1910 года)

 Изданный в конце 1900-х годов изящный фотоальбом «Московские виды» предназначался для бесплатной раздачи постояльцам лучшей на то время московской гостиницы «Метрополь».

Идея строительства в Охотном ряду крупного гостиничного и культурного центра была выдвинута известным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, который являлся также руководителем крупного домостроительного товарищества. В 1898 году архитектор Л.Н. Кекушев разработал планировку гостиничного комплекса, предусматривавшую сохранение ранее существовавших на этом месте домов. Год спустя состоялся международный конкурс на фасад гостиницы. Из 20 участников предпочтение было оказано проекту молодого московского архитектора В.Ф. Валькота, шотландца по происхождению, занявшему в конкурсе лишь четвёртое место.

Строительство продолжалось с 1899 по 1905 год. С.И. Мамонтов принимал самое активное участие в оформлении здания. По его инициативе Валькот вмонтировал в спроектированные им фасады произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, работы художников, которым Мамонтов покровительствовал: сюжетные майоликовые панно «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. по эскизам А.Я. Головина и С.В. Чехонина, скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А. Андреева. Здание опоясывала выполненная в майолике цитата из Ф. Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». По мысли Мамонтова, помимо зимнего сада, выставочных залов, ресторанов и магазинов, в комплекс должен был войти шестиярусный оперный театр (предполагалось, что по своим размерам он превзойдёт знаменитую Венскую оперу). Действительность оказалась скромнее: вместо оперного театра в 1906 году здесь открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».

Номера гостиницы были оформлены в русском, неоклассическом и неорусском стилях. К оформлению интерьеров привлекались такие знаменитые мастера, как А.Э. Эрихсон, И.В. Жолтовский и др. Об этих и других достоинствах «Метрополя» как раз и говорится на первой же странице рекламного альбома «На память от "Метрополя"»: «Гостиница "Метрополь" в Москве открыта в 1905 году, имеет 220 великолепно обставленных комнат и гостиных, во всех электрическое освещение и телефоны, при большей части номеров отдельные туалетные комнаты с ваннами; для удобства публики приспособлены две электрические подъёмные машины. Первоклассный ресторан гостиницы считается первым в городе по величине и роскоши; во время завтраков, обедов и т.д. является любимым местом собрания лучшего общества города. Хозяева гостиницы и ресторана следуют всем новейшим принципам, принятым в Западной Европе по оборудованию такого рода предприятий, так что в отношении порядка, чистоты и т.п. гостиница может, безусловно, считаться первою в России».

Далее следуют фотографии: парадный фасад гостиницы, ресторан, лифт и зал для корреспонденции, вестибюль, кофейная, американский бар, биллиардная, банкетный зал, русский кабинет, кухня, литерный номер и даже зал-читальня.

Затем идут виды московских достопримечательностей: Кремль, Большой и Малый театры, Синодальная типография, Третьяковская галерея, панорама Замоскворечья...

Всё это щедро перемежается рекламой известных в России торговых домов: «Иван Николаевич Филиппов. Чай Сахар. Кофе»; «Сергей Васильевич Сибиряков. Всевозможный выбор мясных, курятных и телятных товаров»; «Обои и декоративные новости Торгового дома Н. Жарков и М. Соколов»; «Луи Крейцер. Бельё. Приданое».

И за видами «Метрополя», и за московскими достопримечательностями, и за обильной рекламой чувствуется прочный, устойчивый быт второй столицы великой империи и её лучшей гостиницы. Но не пройдёт и десяти лет после выхода симпатичного альбомчика, как все эти «литерные номера» и «русские кабинеты» увидят совсем иные картины.

В конце октября 1917 года «Метрополь» станет одним из опорных пунктов сопротивления юнкеров, защищавших подступы к Кремлю от наступавших отрядов красной гвардии. Здание гостиницы будет оставлено защитниками лишь 2 ноября после артиллерийского обстрела (орудия красных стояли у Большого театра) и последовавшего за ним ожесточённого штурма, перешедшего в штыковую. Затем здесь разместится так называемый 2-й Дом Советов. В гостиничных номерах будет заседать ВЦИК, в них вселятся правительственные учреждения, будут жить высокопоставленные государственные и партийные деятели. С конца 20-х годов «Метрополь» вновь станет гостиницей для избранных: в 1931 году её постояльцем окажется Бернард Шоу, в 1937-м сюда привезут вернувшегося из эмиграции А.И. Куприна. Но для историков литературы и библиофилов здание «Метрополя» памятно другим: в 1910-х годах здесь, в двух крайних номерах, размещались контора издательства «Скорпион» и редакция журнала «Весы», куда приходили А. Блок, А. Белый, И. Бунин, В. Брюсов, К. Чуковский, т.е. вся литературная Москва и её гости. А с 1930-х по 1990-е годы каждый уважающий себя московский книголюб считал своим долгом хотя бы раз в неделю посетить знаменитый букинистический магазин № 45 «Антиквар», занимавший небольшой, но всё же двухэтажный закуток по соседству с парадным входом в гостиницу.


Московские виды. На память от «Метрополя». Москва: Товарищество «Скоропечатни А.А. Левенсон», б.г. [78] с. с иллюстрациями, рекламой, 2 л. иллюстраций. На русском, французском, немецком и английском яз. В издательской печатной обложке. 16х23 см.

Предыдущая статья Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям (1908 год)
Следующая статья Когда начальство ушло... (1910 год)
Печать
1094 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top