Мысли о музыке писателей древних и новых (1890 год)
Афоризм «Пение перешло к нам от ангелов, и легочник музыки на небесах» закрепился за Шатобрианом. Словно вторя французскому классику, сборник «Мысли о музыке писателей древних и новых» открывается упоминаниями музыкальных инструментов, с помощью которых призывал восхвалять Бога библейский царь Давид. Во исполнение священных заповедей родоначальник лютеранской церкви и один из создателей протестантского хорала Мартин Лютер утверждал, что «каждый школьный учитель должен быть музыкантом; не должно бы позволять проповеднику всходить на кафедру, пока он не научился петь». В книге приводится ещё одно замечание Лютера, скорее философического, нежели дидактического свойства: «Плохие музыканты и певцы ещё более доказывают красоту и величие музыки, ибо белое никогда не бывает так ярко, как подле чёрного».
Географические и хронологические рамки сборника широки. Восток, Греция, Италия, Германия, Англия, Франция, славянские государства - почти каждый раздел начинается с эпоса и заканчивается литературой и критикой конца XIX века. Здесь фрагменты «Калевалы», «Песни о Нибелунгах», строки Гомера, Аристофана, Данте, Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера, Гофмана, Мольера, Расина, Дидро, Мюссе, Мицкевича. Листая страницы книги, мы узнаём, что думал Гейне о Шопене, мадам де Сталь о немецкой музыке, Рафаэль де Валантен, герой бальзаковской «Шагреневой кожи», о Бетховене и Моцарте.
Арабские изречения обращают на себя внимание характерной ориентальной сталистикой: «Музыка нежна, как молоко, пламенна, как вино, она приручает диких зверей и очаровывает человеческое сердце». Своеобразным дополнением к этой восточной мудрости могут служить пушкинские строки из «Каменного гостя»:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - мелодия...
Русскими писателями предводительствует «Боян вещий» из «Слова о полку Игореве». Поэтические и прозаические произведения соседствуют с отрывками из критических статей и писем. Сюда вошли, в частности, размышления Белинского о музыке народной или «естественной», и музыке «художественной», а также сетования знаменитого критика на отсутствие у него музыкальных способностей: «Музыка, музыка, чёрт с тобою! Хотел бы любить тебя, но должен ненавидеть, потому что ты меня не любишь: меня не любит всё, что я люблю».
Любопытен сам подбор «мыслей» о музыке, особенно в главе, посвященной России. Включение сюда таких произведений, как «Дева за арфою» Г.Р. Державина, «Эолова арфа» В.А. Жуковского, «Свирель» А.Н. Майкова, «Моцарт и Сальери» А.С. Шишкина, «Певцы» И.С. Тургенева, легко предсказуемо. Менее очевидно присутствие в книге некрасовских строк, например, из стихотворения «Родина-мать»:
Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.
Заботясь о читателях, владеющих европейскими языками, составитель сборника Л. Туры-гина приводит наряду с переводами оригинальные тексты.
Согласно выходным данным, издание было отпечатано в типографии А.С. Суворина по заказу частных музыкальных курсов И.А. Гляс-сера, открывшихся в Петербурге в 1886 году.
Мысли о музыке писателей древних и новых. Составила Л. Турыгина. С двумя гравюрами. С.-Петербург, издание музыкальных курсов И А Гляссера, 1890. XVI, 166 с. Текст в 2 столбца. В цельнокожаном переплёте конца XIX века, рисунок, узор и шрифт тиснены глубоким давлением. Тройной золотой обрез. Обложки сохранены в переплёте. 30,6x24,4 см. В специальной предохранительной коробке с коленкоровыми крышками, оклеенными внутри форзацной вощёной цветной «мраморной» бумагой «павлиний глаз».