Search

Стихотворный человек

28 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Мысли о музыке писателей древних и новых (1890 год)

Мысли о музыке писателей древних и новых (1890 год)

Афоризм «Пение перешло к нам от ангелов, и легочник музыки на небесах» закрепился за Шатобрианом. Словно вторя французскому классику, сборник «Мысли о музыке писателей древних и новых» открывается упоминаниями музыкальных инструментов, с помощью которых призывал восхвалять Бога библейский царь Давид. Во исполнение священных заповедей родоначальник лютеранской церкви и один из создателей протестантского хорала Мартин Лютер утверждал, что «каждый школьный учитель должен быть музыкантом; не должно бы позволять проповеднику всходить на кафедру, пока он не научился петь». В книге приводится ещё одно замечание Лютера, скорее философического, нежели дидактического свойства: «Плохие музыканты и певцы ещё более доказывают красоту и величие музыки, ибо белое никогда не бывает так ярко, как подле чёрного».

Географические и хронологические рамки сборника широки. Восток, Греция, Италия, Германия, Англия, Франция, славянские государства - почти каждый раздел начинается с эпоса и заканчивается литературой и критикой конца XIX века. Здесь фрагменты «Калевалы», «Песни о Нибелунгах», строки Гомера, Аристофана, Данте, Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера, Гофмана, Мольера, Расина, Дидро, Мюссе, Мицкевича. Листая страницы книги, мы узнаём, что думал Гейне о Шопене, мадам де Сталь о немецкой музыке, Рафаэль де Валантен, герой бальзаковской «Шагреневой кожи», о Бетховене и Моцарте.

Арабские изречения обращают на себя внимание характерной ориентальной сталистикой: «Музыка нежна, как молоко, пламенна, как вино, она приручает диких зверей и очаровывает человеческое сердце». Своеобразным дополнением к этой восточной мудрости могут служить пушкинские строки из «Каменного гостя»:

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - мелодия...

Русскими писателями предводительствует «Боян вещий» из «Слова о полку Игореве». Поэтические и прозаические произведения соседствуют с отрывками из критических статей и писем. Сюда вошли, в частности, размышления Белинского о музыке народной или «естественной», и музыке «художественной», а также сетования знаменитого критика на отсутствие у него музыкальных способностей: «Музыка, музыка, чёрт с тобою! Хотел бы любить тебя, но должен ненавидеть, потому что ты меня не любишь: меня не любит всё, что я люблю».

Любопытен сам подбор «мыслей» о музыке, особенно в главе, посвященной России. Включение сюда таких произведений, как «Дева за арфою» Г.Р. Державина, «Эолова арфа» В.А. Жуковского, «Свирель» А.Н. Майкова, «Моцарт и Сальери» А.С. Шишкина, «Певцы» И.С. Тургенева, легко предсказуемо. Менее очевидно присутствие в книге некрасовских строк, например, из стихотворения «Родина-мать»:

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.

Заботясь о читателях, владеющих европейскими языками, составитель сборника Л. Туры-гина приводит наряду с переводами оригинальные тексты.

Согласно выходным данным, издание было отпечатано в типографии А.С. Суворина по заказу частных музыкальных курсов И.А. Гляс-сера, открывшихся в Петербурге в 1886 году.


Мысли о музыке писателей древних и новых. Составила Л. Турыгина. С двумя гравюрами. С.-Петербург, издание музыкальных курсов И А Гляссера, 1890. XVI, 166 с. Текст в 2 столбца. В цельнокожаном переплёте конца XIX века, рисунок, узор и шрифт тиснены глубоким давлением. Тройной золотой обрез. Обложки сохранены в переплёте. 30,6x24,4 см. В специальной предохранительной коробке с коленкоровыми крышками, оклеенными внутри форзацной вощёной цветной «мраморной» бумагой «павлиний глаз».

Предыдущая статья История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (1890-1897 годы)
Следующая статья Жизнь Иисуса Христа (1890 год)
Печать
1328 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top