Наука числ (1815 год)
Карл фон Эккартсгаузен
Истарики масонства считают, что из всех европейских теософов и мистиков второй половины XVIII века именно Эккартсгаузен пользовался наибольшей популярностью в России. Его произведения были впервые опубликованы по-русски в 1793 году, и с той поры «Важнейшие иероглифы для человеческого сердца», «Сведения о магии», «Мистические ночи», «Страждущая невинность», «Терпимость и человеколюбие, изображённые в трогательных повестях» находили неизменный спрос у русского читателя на протяжении нескольких десятилетий. Книга «Облако над святилищем» стала одним из побудительных мотивов обращения Александра I к мистицизму — настолько сильное впечатление произвела она на императора.
Карл фон Эккартсгаузен - внебрачный сын немецкого аристократа. Его фамилия - это производное от имён родителей: отца, графа фон Хеймхаузена, и матери - Марии Эккарт. Получив разностороннее, но весьма поверхностное образование, молодой человек решил посвятить себя литературной деятельности, однако ради заработка ему пришлось поступить на службу цензором.
Творческий путь Эккартсгаузена делят на два этапа. Сначала, следуя традициям века Просвещения, он пытался примирить науку и религию. В Германии его знают в основном по ранним сочинениям, прежде всего — по «Судейским историям», посвященным защите нарушенных прав человечества. Автор множества беллетристических и юридических книг, у себя на родине Эккартсгаузен известен как «самый плодовитый писатель Баварии».
Напротив, в России ею славу сосгавили поздние теософско-алхимические труды, в которых он всё больше и больше склонялся к мистицизму. К примеру, в одной из книг этого периода Эккартсгаузен говорит об особой «материи греха», которая в своей протяжённости образует гордость, в притяжении - скупость, в отталкивании — ярость, в концентрации - зависть и т. п. В другом случае он подробно описываег средства, с помощью которых можно вызвать дух умерших, и даже указывает химический состав одного из этих средств.
Чуть ли не все сочинения Эккартсгаузена были переведены на русский язык, некоторые по несколько раз и во многих изданиях. Точку зрения, распространённую в русском обществе, выразил известный масон И.В. Лопухин, назвавший баварца «одним из величайших светил божественного просвещения».
«Наука числ», являющаяся продолжением другого труда Эккартсгаузена - «Ключа к таинствам натуры», может быть причислена к разряду «мистической фантастики»: под знание чисел здесь подводится философское обоснование их значения в человеческой жизни. Любопытно в этом смысле рассуждение Эккартсгаузена о «единице»: «Единица есть источник всех явлений и заключает в себе их начало. Она сама по себе не может сделаться числом, умножается сама на себя, производит через сие умножение единицу же и не делается от этого ни больше, ни меньше; она выше всего, источник всего, центр, сила всех сил, в коей сокрыты все законы природы в области явлений, вне времени и пространства».
Эккартсгаузен Карл, фон (Eckartshausen Karl von; 1752-1803)
Наука числ, сочинение, служащее продолжением его Ключа к таинствам натуры. В двух частях. Санкт-Петербург, в Морской типографии, 1815. Т. I. XII, 317 с. Т. II. 363 с. Титульные л. с гравированными заставками. В двух одинаковых цельнокожаных переплётах первой четверти XIX века, с орнаментальными рамками блинтового тиснения на верхней и нижней крышках, с золототиснёными заглавием и орнаментом на корешке. Форзацы «мраморной» бумаги. Тройные синие обрезы. На титулах многофигурные гравированные заставки. 20,8x12,4 см.